Рынок электронных денег в России демонстрирует устойчивый рост, обусловленный потребностью в быстрых, безопасных и эффективных механизмах оплаты самых различных товаров и услуг. Об этом говорится в отчете ассоциации «Электронные деньги» (АЭД), созданной год назад и включившей в свой состав комитет по платежным системам и банковским инструментам НАУЭТ, НАУМИР, WebMoney, «Яндекс.Деньги», i-Free Innovations, а также «QIWI Кошелек».
Как подсчитали в АЭД, по итогам первых трех кварталов 2010 года объем пополнений кошельков составил около 40 миллиардов рублей, что на 40 процентов больше, чем за аналогичный период 2009 года. В то же время количество активных электронных кошельков составило порядка 25 миллионов, то есть на 20 процентов больше, чем в прошлом году. Таким образом, средний годовой оборот по одному электронному кошельку составляет свыше 2100 рублей.
«Основным индикатором рынка за прошедший год стало его быстрое развитие, при неизменном составе основных участников рынка. Например, практически исчез рынок обменников, но в тоже время, практически с нуля вырос рынок виртуальных карт и иных гибридных сервисов с участием финансовых институтов», — говорится в отчете.
Члены ассоциации также отмечают, что в 2009 году наблюдалось повышенное внимание к электронным деньгам со стороны законодателей. Регулирование рынка электронных платежей, как и планировалось, вошло в состав пятой статьи соответствующего законопроекта, причем обсуждение происходило при активном взаимодействии государственных регуляторов и АЭД. «В результате соответствующая статья адекватно описывает функционал и порядок администрирования электронных денег, и можно с уверенностью сказать, что принятие закона положительно скажется на развитии отрасли», — утверждается в документе.
Вместе с тем до принятия закона необходимо устранить обнаруженные в законопроекте «подводные камни». Речь идет, в частности, о том, что компании, являющиеся операторами электронных денег (ЭД), не могут совмещать свою деятельность с какой-либо другой. В результате из рамок закона могут быть исключены сотовые и транспортные операторы. Кроме того вызывает вопросы недостаточное закрепление упрощенного порядка регулирования операторов ЭД.
Если эти неясности не будут разрешены до принятия закона, работа отрасли электронной наличности и некоторых смежных отраслей может быть серьезно затруднена. В следующем году АЭД намерена сформировать оптимальную законодательную базу и помочь рынку, выросшему по старым законам, адаптироваться к новым.