Из-за ухудшения экологической системы Черного моря значительно сокращается популяция ценных сортов рыбы. Об этом заявил заместитель директора Института биологии южных морей (ИНБЮМ) по научной работе, доктор биологических наук Юрий Токарев, передает Газета.Ua.
«Вот до чего мы дошли: тюлька, шпрот, хамса. Раньше были осетры, камбалы, луфари, кефали. Это была основная рыба. Скумбрии черноморской нет. Хамса и шпрот составляют уже 90% запасов всей рыбы, которая водится в Черном море. Причина — перелов и варварское отношение человека», — сообщил журналистам в Севастополе Токарев, ссылаясь на результате недавней экспедиции, проведенной учеными ИНБЮМа в Черном море по изучению экосистемы.
Он также подчеркнул, что «донными тралами варварски взбаламучивается и уничтожается все, что есть на дне, где обитают донные виды рыб, та же самая камбала, которой негде нереститься, уничтожается ее место обитания».
Эколог рассказал, что за последние 25 лет ученые института впервые сделали комплексную съемку всего шельфа от северо-западной части Черного моря до Керченского пролива.
«В северо-западной части было оценено состояние филофорного поля Зернова – участка густо устеленного красной водорослью филлофорой. Это было постоянное обитание филлофоры, она была высотой до 70 сантиметров на огромной площади порядка 10 тыс. гектаров, но теперь стала погибать», — сказал Токарев.
По его мнению, причиной этого сталаактивная добыча газа и нефти в этой части моря. Кроме того, резко возросли грузовые потоки водного транспорта. В настоящее время там при глубинах 20-22 метра ходят суда по 70-80-100 тыс. тонн водоизмещения, винты которых взмучивают все донные осадки, и течением это разносится на довольно большое расстояние.
«В результате прозрачность воды резко уменьшилась, солнечная радиация стала проходить гораздо хуже, и филлофора стала погибать», — сообщил Токарев. — Вдоль всего ЮБК мы лишь в одном месте, в Керченском проливе, обнаружили только один экземпляр живой иловой мидии. То, что мы увидели на дне с помощью съемок, напоминает скорее лунную поверхность. Это глубины порядка 20-30 метров. Ранее там наблюдалась какая-то растительность, моллюски».
Поэтому, по его мнению, в государстве должно быть единое законодательство, единая цепь биологических станций и единая схема мониторинга, постоянного отслеживания ситуации для дальнейшего реагирования.
«С одной стороны хорошо, что на побережье Чёрного моря строиться много новых отелей, кемпингов, но с другой стороны, необходимо срочно решать проблему очистных сооружений», — заключил Токарев.