Китайские знахари в течение многих веков применяли особое снадобье для лечения малярии. Оно представляет собой отвар из растения чаншань (дихроа противолихорадочная, Dichroa febrifuga), которое считается одной из 50 самых главных трав в китайской народной медицине. Его активное вещество фебрифугин примерно в 100 раз сильнее, чем классическое европейское средство от малярии — хинин. Кроме лечения малярии, отвар оказывает общее положительное влияние на организм и способствует лечению автоиммунных заболеваний.
Группа ученых под руководством Малкольма Уитмана из Гарвардской школы зубной медицины в городе Бостон (США) раскрыла секрет действия снадобья, проследив за взаимодействием галофугинона — производного фебрифугина — с клетками иммунной системы человека.
Уитман и его коллеги выяснили, что галофугинон связывается с цепочками РНК, которые в нормальном состоянии прикрепляются к молекулам аминокислоты пролина и доставляют ее к месту синтеза белков. Пролин не мог попасть в центры сборки белковых цепочек, из-за чего клетка считала, что ей не хватает ресурсов и включала режим энергосбережения.
«Представьте себе, как мы ведем себя при отключенном электричестве — мы пытаемся сохранить каждую каплю энергии в наших телефонах, отказываясь от пустой болтовни на отвлеченные темы в пользу экстренных звонков», — пояснил Уитман.
Переход в режим энергосбережения приводит к двум последствиям. Во-первых, он препятствует развитию воспалительных процессов в тканях организма, так как они требуют большого количества белков, на производство которых расходуется много ресурсов.
Во-вторых, искусственный недостаток молекул пролина уменьшает активность и снижает общее число иммунных клеток-«предателей», которые нападают на ткани организма из-за тех или иных дефектов в их геноме. По словам биохимиков, механизм снижения численности клеток такого рода пока не совсем понятен.
Ученые проверили свои выводы: они вырастили несколько обычных лабораторных мышей и накормили их раствором галофугинона. Как и ожидалось, ткани мышей перешли в режим «энергосбережения» и количество иммунных клеток-«предателей» значительно уменьшилось. Затем они ввели в кровь грызунов большое количество пролина. Появление дополнительных молекул аминокислоты нейтрализовало действие аналога экстракта чаншаня.
«Галофугинон предотвращает развитие автоиммунного ответа и при этом не ослабляет иммунитет. Это вещество может быть использовано в качестве основы для новых видов терапии, направленных на борьбу с автоиммунными заболеваниями», — заключает Уитман.