После почти двухмесячного перерыва в поездках Владимир Путин совершил в понедельник визит в Турцию. В Стамбуле он провел, по его словам, доверительную беседу с премьером страны Реджепом Эрдоганом, принял участие в подписании документов о сотрудничестве двух стран, столкнулся с трудностями перевода и попытался успокоить встревоженных журналистов.
Реджеп Эрдоган не поспевал за Владимиром Путиным. Когда кортеж российского президента подъехал ко дворцу Долмабахче, где проходили переговоры, Эрдоган не успел выйти, чтобы встретить гостя у дверей, как того требует протокол – Путин буквально вбежал в резиденцию, так что рукопожатие лидеров двух стран проходило уже внутри резиденции.
Переговоры как в узком, так и в расширенном составах проходили без прессы. Беседа затянулась и вместо отведенных полутора часов шла все четыре. Дискуссии не помешал тяжелый запах свежих лилий, который не испарился и после того, как огромную цветочную композицию вынесли из зала переговоров.
— Доверительный, открытый характер нашей сегодняшней беседы и уровень экономических связей дает основание считать, что мы приехали не просто к партнерам, соседям, а в дружественную страну, — первым делом заявил на пресс-конференции Владимир Путин.
Лидеры двух стран коротко рассказали, о чем говорили на переговорах, – они обсудили и экономическое сотрудничество, и вопросы обучения студентов из Турции в России, и строительство в Турции атомной энергостанции. Но основной вопрос, естественно, касался Сирии. В Турции сейчас десятки тысяч беженцев из этой страны.
Президент РФ сообщил, что пока не удается найти общие подходы к методам урегулирования проблемы, тем не менее, он поручил министру иностранных дел провести очередной раунд переговоров.
— Россия против санкций в отношении Сирии. Имеется ли гарантия, что Сирия не будет использовать ядерное оружие против Турции? – поинтересовались у Путина журналисты из Стамбула.
— Вы шутите? — удивился российский президент. – Разве у Сирии есть ядерное оружие? Может, это ошибки в переводе? Сирия — неядерная держава.
Путин также заверил, что сирийцы используют оружие прошлого поколения. Тем не менее, Россия прекрасно понимает опасения Турции.
— Мы не являемся записными защитниками действующего режима, мы не адвокаты, — еще раз объяснил Путин.
Он подчеркнул, что Россия не хочет повторения того, что случилось в Ливии, где повстанцы, которым еще недавно помогали западные страны, довели ситуацию до убийства посла США.
— Прежде чем сделать шаг, нужно понимать, что за ним последует, — заявил он.
— Можете ли вы гарантировать, что Сирия не нападет на Турцию? – продолжали задавать вопросы журналисты их Стамбула.
— Это вопрос ко мне? Гарантируете ли вы, что Сирия не будет нападать на Турцию? – вновь удивился высказыванию корреспондентов глава российского государства. — Мы не являемся гарантами. Мы не брали на себя такую миссию. И вы понимаете, Сирии не до нападения на соседей! Они внутри не могут разобраться.
Объясняя же причины недавнего обстрела турецкой границы, Путин выразил уверенность, что это было случайностью.
Журналист портала ГИПОРТ.РФ Анастасия Загрядская