Природа задумала человека безопасным для самого себя. В норме у каждого из нас есть гены, которые не дают злокачественным опухолям распространяться по нашим органам. И совершенно очевидно, что эти гены правильно работают далеко не у всех. Однако генная инженерия большими шагами идёт к разрешению проблемы возникновения рака, а также разработке способов его лечения.
Понятно, что учёные предпочли бы избавлять людей от рака не посредством химиотерапии или лазерного облучения. Куда полезнее было бы научиться бороться с опухолями за счёт ресурсов человеческого тела.
В этих исканиях особая роль уделяется стволовым клеткам. Но это своеобразная палка о двух концах. С одной стороны, при их внедрении в ткани и органы они могли бы восстанавливать утраченные части (а то и целые органы). С другой стороны, перерождаясь и начиная бесконтрольное и беспорядочное деление, они могут быть причиной злокачественных новообразований.
Рак яичников сегодня лечат удалением органа. В этом случае стволовые клетки выполняют свою двойственную миссию наиболее ярко: сначала они спасают орган от износа, а потом приводят к развитию злокачественной опухоли, которая часто убивает женщину.
Злокачественные образования в придатках лидируют по смертности среди гинекологических заболеваний. Чаще рака яичников в гинекологической практике встречается только рак шейки матки. Медицинская наука стоит перед острой проблемой – необходимо как можно скорее найти способ лечения, а значит, установить причины.
Сейчас учёные на полпути к тому, чтобы понять причины возникновения рака яичников. Специалистам МФТИ уже удалось определить ту группу клеток, которые становятся раковыми, когда речь идёт о внутренних органах. Группа учёных, работающая под руководством российско-американского нейробиолога Григория Ениколопова, провела ряд исследований на средства мегагранта.
Опыты на лабораторных мышах показали, что перерождаются в злокачественные образования именно стволовые клетки, которые, казалось бы, должны приносить пользу.
То есть сначала они работают на благо организма, залечивая небольшие повреждения на поверхности внутренних органов, а потом по непонятным причинам они же дают сбой.
Так, в случае рака яичников после выхода яйцеклетки из органа в матку остаются небольшие разрывы. Изнашивание было бы колоссальным, если бы не стволовые клетки, возобновляющие поврежденную ткань.
На что реагируют эти же клетки, когда начинают беспорядочное деление, приводящие к злокачественной опухоли, ещё только предстоит выяснить. Специалисты уверены, что ответ поможет им начать работу по созданию эффективного способа лечения рака яичников, а возможно, и всех других видов опухолей.
Стоит заметить, что 5 лет назад в 2008 году израильские учёные уже пытались понять причины рака яичников, проводя опыты на мышах. Они вживляли животному крошечную часть опухоли пациента. Принимающий организм в данном случае не боролся с раком (для участия в эксперименте отбирали лишь иммунодефицитных мышей). Росло новообразование за счёт добавленных к раковым эмбриональных стволовых клеток человека. Опухоль у грызунов развивалась ровно так же, как и у пациентки.
Медики тогда выяснили, что клетки, пересажанные только от одной пациентки, принадлежали к шести разным субпопуляциям раковых клеток. Это свидетельствует о том, что существует несколько типов рака яичников.
Тогда учёные впервые заговорили о стволовых клетках рака, способных порождать метастазы даже после курсов химеотерапии.
Их же используют в лечении рака. Так, группа учёных под руководством профессора Российской академии естествознания Алексея Ковалева разработала метод высокодозной химиотерапии. Они первыми поняли, что разношерстную популяцию опухолевых клеток, с разной чувствительностью к химиотерапии, можно побороть лишь очень большими дозами препаратов.
Они применяли цитостатики в дозах, в десятки раз превышающих обычные. Всё бы ничего, но, как и в случае использования антибиотиков, получалась "пальба из пушки по воробьям". Нагрузка на организм была столь велика, что у пациентов отключалась функция кроветворения, а если её не восстановить, пациент умрёт.
Медики пришли к выводу, что необходимо использовать стволовые клетки, заново запускающие этот процесс, — гемопоэтические стволовые клетки. Они являются частью костного мозга человека, помогают кроветворению, и используются в лечении рака давно. В основном при восстановлении после химиотерапии (производится пересадка костного мозга).
В ходе последних лет учёные выяснили, что нужных клеток гораздо больше в пуповинной крови. Авторы исследования получили в 1990 году за это открытие Нобелевскую премию. И такой способ лечения сейчас регулируется законом о трансплантации органов и тканей. Тем временем лечение стволовыми клетками в России пока ещё незаконно. Правовая база только готовится. Законопроект был создан в 2010 году и работа над ним продолжается.