Повысить требования к подготовке водителей при получении прав и к автошколам — такой пункт появился в списке задач проекта федеральной целевой программы (ФЦП) «Повышение безопасности дорожного движения в 2013–2020 годах» после обсуждения в правительстве.
Первую версию программы подготовило Министерство внутренних дел РФ по поручению первого зампреда правительства РФ Игоря Шувалова. После обсуждения в конце марта на правительственной комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения проект был доработан. Новая версия была направлена в правительство буквально на днях (копия письма есть в распоряжении «Известий»).
— Этого пункта не было в предыдущей версии. Его внесли уже при доработке, причем поставили его как одну из самых приоритетных задач всей программы. Это было сделано в связи с резко возросшим количеством ДТП с человеческими жертвами, а также раскрытием в Москве преступной группы с участием сотрудников полиции, которые торговали автомобильными правами, — рассказал источник в МВД.
В Государственной думе уже готовят законопроекты, способствующие реализации новых целей ФЦП. Как рассказали «Известиям» в комитете ГД по транспорту, в работе у депутатов несколько законопроектов, ужесточающих требования к автошколам и их ученикам. Речь идет о запрете самостоятельного обучения ПДД и сдачи экзамена экстерном на права категорий A и B, о введении возрастного ценза в 21 год для получающих права категории D, а также о введении обязательной аккредитации для автошкол и иных учебных заведений, осуществляющих подготовку и переподготовку водителей.
По мнению члена комитета по транспорту ГД Александра Старовойтова (ЛДПР), ужесточение требований к водителям и автошколам необходимо, сейчас сдача экзаменов на права в большинстве случаев является профанацией — из-за коррупции в ГИБДД и в самих автошколах.
— Но необходимо дать обучающим организациям что-то взамен. Представители автошкол неоднократно заявляли, что при ужесточении требований к их работе они повысят цены. А жители в регионах повышенную стоимость обучения могут не потянуть, — говорит Старовойтов.
Какие именно льготы могут быть предложены образовательным организациям, депутат не уточнил. Он отметил, что выступает против отмены возможности сдавать экзамены на права экстерном — в регионах многие осваивают ПДД самостоятельно, ведь это дешевле. Автошколы же заинтересованы в отмене экстерната, из-за него они теряют клиентов.
Коллега Старовойтова по комитету, депутат от «Справедливой России» Михаил Брячак убежден, что МВД в формировании задач целевой программы сконцентрировало внимание не на том вопросе. Брячак считает, что снизить количество ДТП в стране поможет не ужесточение требований и контроля, а максимально возможное разделение пешеходов и автомобилистов. Две трети ДТП с человеческими жертвами в России происходит на пешеходных переходах. Чтобы снизить количество таких аварий, нужно строить виадуки и подземные переходы, а не повышать требования, говорит он. Это решение проблемы не берут в расчет из-за затратности строительства, считает депутат.
Экономическая заинтересованность в получении взяток есть и у автошкол, и у инструкторов, и у инспекторов ГИБДД, — уверены в самих автошколах.
— Деньги за купленные права распределяются между всеми участниками коррупционной схемы. Если автошколы откажутся от получения взяток с учеников, этот бизнес окажется нерентабельным, — рассказал «Известиям» на условиях анонимности один из столичных автоинструкторов.
По его словам, сегодня в Москве инструктор автошколы в среднем получает около 12 тыс. рублей за 20 часов работы с одним учеником (при этом клиент платит школе 25–30 тыс.). Загруженность инструктора зависит от сезона — летом при максимальных нагрузках он может обучать до 20 человек, а зимой группы составляют 2–4 человека. Как бы автоинструктор ни учил — качественно или не качественно, его ставка за одного ученика не меняется. При этом из-за сезонности работы многие инструкторы автошкол стремятся получить как можно больше денег от одного обучающегося. Как отметил собеседник «Известий», сами автошколы, вынужденные нести затраты на амортизацию автомобилей, бензин, рекламу, также заинтересованы в теневом доходе, поэтому стараются не сотрудничать с принципиальными и честными инструкторами.
Напомним, что в прошлый четверг следователи СКР раскрыли преступную группировку, торгующую автомобильными правами. В нее входило более 20 человек — это были инструкторы столичных автошкол и четыре сотрудника ГИБДД. Ежемесячно группа получала доход в размере 3 млн рублей. О том, что взятка от ученика получена, инструкторы уведомляли инспекторов ГИБДД с помощью скрепки на документах экзаменуемого. Цветная означала, что взятка получена и человек должен сдать экзамен, металлическая — что выдержать экзамен не должен.
Глава МВД Владимир Колокольцев объявил руководителю столичной ГИБДД Александру Ильину неполное служебное соответствие, а его заместитель Михаил Мартюшев был уволен.
+1
+1
+1
+1
+1
+1
+1