"Клик" является движущей силой современной интернет-журналистики. Он стоит больших денег, но минимум усилий. Почему же мы "кликаем" на заголовок?
Чтобы понять предпочтения людей, которые пролистывают новостные ленты различных ресурсов, учёные из Бристольского университета (University of Bristol) провели длительные наблюдения.
В течение полутора лет они следили за посещаемостью 14 различных новостных сайтов, в число которых входили BBC, NPR, The New York Times и Forbes. Социологи построили модель "кликологии": они посмотрели, по каким ссылкам чаще всего переходят читатели, какие заголовки и темы их интересуют. После этого в расчёт брались как истории на главной странице (top stories), так и самые популярные (most popular).
Как выяснилось, больше всего просмотров набирали новости, посвящённые жизни знаменитостей, различным скандалам, моде, преступлениям и природным катаклизмам. А вот истории о политике, экономике, финансах и бизнесе популярностью у читателей не пользовались. Исследователи задумались, что же провоцирует интерес читателя и желание "кликнуть" на заголовок?
Ответ на этот вопрос нашёл ведущий автор работы Нелло Кристианини (Nello Cristianini), профессор из Лаборатории искусственного интеллекта при Бристольском университете. Оказывается, сильнее всего на интерес читателей Сети влияют эмоционально заряженные слова (sentimentally charged language) в заголовке и анонсе (лиде). Такой вывод Кристианини сделал, проанализировав ключевые слова (тэги) журналистских материалов и разделив их на "привлекательные" и "непривлекательные".
Хотя выводы и не кажутся революционными, но всё же дают представление о собирательной модели читательского интереса. Отметим, что выводы исследования базируются исключительно на "кликах" по заголовкам, но не учитывают такие важные факторы, как качество текста и иллюстраций, а также демографические характеристики самих читателей.
К тому же, довольно сложно выяснить, дочитал ли человек статью до конца. Существует мнение, что 38% людей покидают страницу с новостным материалом уже через минуту после того, как она загрузилась.
Кристианини считает, что полученные данные о тематических предпочтениях читателей будут интересны многим социальным исследователям, журналистам, да и самим подписчикам интернет-новостей. Но для получения полноценной информации необходимо провести более масштабные наблюдения с участием большего количества добровольцев, представляющих самые разные социальные группы.