Выборы в Иране, прошедшие в июне и закончившиеся неожиданной победой кандидата-реформатора Хасана Роухани, подарили новую надежду тем, кто уже долго и безуспешно ждет прорыва на ядерных переговорах Ирана с "шестеркой". Например, в российской делегации победу Роухани, который, к тому же, пообещал проявить "большую открытость" в вопросах ядерной программы, расценили как очевидный прогресс, который не замедлит отразиться на ходе переговоров.
Это мнение, однако, поддержали далеко не все. Так, премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху назвал нового президента "волком в овечьей шкуре", который "с улыбкой на лице делает атомную бомбу". Нетаньяху подчеркнул, что Израиль находится в большей опасности, чем все остальные участники переговоров, поэтому активно рассматривает возможность нанесения превентивных ударов прежде, чем в дело вмешается США. Впрочем, Израиль обещает это уже давно, поэтому, нынешнее дежурное заявление премьер-министра, скорее всего, имело своей целью подчеркнуть неизменность своих намерений, вне зависимости от внутриполитической конъюнктуры в Иране.
Следующий психологический удар по Исламской Республике был нанесен в Совете Безопасности ООН. Группа экспертов, занимавшаяся исследованием ракетной программы Ирана, заявила, что запуск ракет "Шабаб-1" и "Шабаб-3" являлся прямым нарушением резолюций Совбеза, и призвала наложить на совет новые санкции. Исполняющая обязанности постоянного представителя США при ООН Розмари Ди Карло обратилась к мировому сообществу с призывом "с удвоенной силой" усилить нажим на Иран.
Впрочем, новые санкции были заблокированы представителями России и Китая, которые сочли предоставленные доказательства недостаточно убедительными.
Главным вопросом, по которому Иран расходится с Совбезом, была и остается иранская ядерная программа. Следующая встреча "шестерки" с Ираном по обсуждению этой проблемы пройдет 3 августа. Впрочем, вопрос очередности, который обсуждается уже в течение десяти лет, и стал причиной множества санкций против Ирана, подкосивших его экономику, по-прежнему остается неразрешимым. Дело в том, что мировое сообщество в лице "шестерки" настаивает на том, чтобы Иран приостановил обогащение урана и поставил все свои объекты под гарантии МАГАТЭ, в то время как руководство Ирана считает обогащение урана своим неотъемлемым правом и ничего останавливать не собирается.
Еще одним вопросом, по которому позиции Ирана кардинально расходятся с политикой США, является гражданская война в Сирии. Руководство Исламской Республики оказывает активную поддержку войскам Башара Асада и ливанской "Хезболлы", снабжая их оружием и боеприпасами. При этом подход к этой проблеме еще не окончательно сформировался и в самих США, которые не спешат оказывать поддержку противникам Асада, опасаясь, что оружие попадет в руки террористов из "Аль-Каиды". Однако и без сирийской проблемы отношения Ирана и США продолжают оставаться на стабильно низком уровне, и избрание нового президента пока не привело ни к каким положительным изменениям.
+1
+1
+1
+1
+1
+1
+1