Не прошло и трех месяцев после майской отставки министра внутренних дел Ливии Ашура Шаваиля, как в отставку подал его преемник на этом посту Мухаммед Халифа аш-Шейх. Причиной отставки аш-Шейха стали разногласия с премьер-министром Али Зейданом. В интервью, данном после отставки, бывший министр извинился за то, что не смог навести порядок в нефтяной отрасли, а также пожаловался на то, что премьер и парламент мешали ему работать.
Помимо чехарды в министерстве внутренних дел в Ливии за последнее время произошли еще две крупные отставки: в мае со своего поста ушел министр обороны Мохаммед аль-Баргати, а месяц спустя его примеру последовал глава Генштаба Юсеф аль-Мангуш. Все эти пертурбации заставили наблюдателей говорить о расколе правящей элиты Ливии, который может привести к серьезному политическому кризису.
Главной причиной разногласий в правительстве называют борьбу с контрабандой нефти. Хотя, вопреки прогнозам, Ливии довольно быстро удалось нарастить добычу нефти до 1,6 миллиона баррелей в день, что сопоставимо с довоенными показателями, уже в 2013 году этот показатель упал до 500 тысяч баррелей в день. Причиной стал растущий сепаратизм военизированных племенных группировок, ранее воевавших против Каддафи, которые контролируют нефтеносный регион Кириенаика. Там же находятся основные терминалы по транспортировке нефти: Седра, Брега, Эз-Зуэйтина и Рас-Лануф. Охранные группировки, состоящие в основном из отказавшихся разоружиться повстанцев, похищают нефть и препятствуют эффективному противодействию со стороны центрального правительства. Их действия вкупе с беспомощностью центральной власти приводят к гигантским убыткам для казны: только за последний год ущерб от хищения нефти составил 1,6 миллиарда долларов.
Премьер-министр Ливии Али Зейдан уже заявил о своей готовности пойти на крайние меры для противодействия хищениям. В своем недавнем выступлении премьер пригрозил подвергнуть бомбардировке любой корабль, который приблизится к нефтяным терминалам, не имея при этом контракта с Национальной нефтяной компанией, которая сейчас контролирует весь нефтяной экспорт страны. Впрочем, многие сомневаются, что угрозы премьера смогут остановить хищения: недавние повстанцы готовы отстаивать свои прибыли с оружием в руках, а открытое противостояние с ними грозит началом новой гражданской войны. Учитывая нестабильность в правительстве, такой шаг может поставить в политической карьере Зейдана жирную точку.
Похожие тенденции наблюдаются и в послевоенном Ираке: стремясь отгородиться от кровавых шиитско-суннитских распрей, иракские курды, территории которых также богаты нефтью, фактически создали свое государство в государстве со своей армией и границами. Что характерно, нефть из Иракского Курдистана уже поставляется в обход Багдада, что позволяет говорить не только о внутриполитической, но и об экономической независимости. Иными словами, Курдистан находится в шаге от провозглашения собственного государства.
Тут уж впору говорить о воинствующем империализме и вездесущей руке Вашингтона, однако при подробном рассмотрении выясняется, что все не так просто. Так, в основе войн Саддама Хусейна с Ираном и Кувейтом лежала нефть, однако именно вторжение в Кувейт стоило ему разгрома армии и страны. Еще одним примером может служить богатый нефтью Южный Судан, образованный в 2011 году с санкции Совета Безопасности ООН. При этом, несмотря на формальное урегулирование конфликта, его отношения с Суданом остаются крайне напряженными, в том числе, из-за замороженного конфликта в спорном Южном Кордофане, также богатом природными ресурсами. Немаловажно заметить, что основным покупателем южносуданской нефти являются отнюдь не США, а Китай, имеющий в регионе обширные экономические интересы.
"Нефтяной сепаратизм" острее всего проявляется на фоне религиозных и этнических конфликтов, однако зачастую наличие крупных залежей энергоресурсов вовлекает в конфликт более крупных игроков, заинтересованных в их стабильных поставках. Свою лепту вносят и произвольные границы, оставшиеся со времен колониализма. Очевидно, что по мере истощения мировых запасов энергоресурсов растущая конкуренция за них будет все больше угрожать целостности границ, причем использовать ее будут не только сепаратисты, но и покупатели этих ресурсов, для которых цена всегда будет иметь куда большее значение, чем легитимность продавца.