Федеральная служба по труду и занятости России (Роструд) пошла в наступление на "серый" рынок труда. В сентябре 2013 года ведомство объявит конкурс на разработку мер по борьбе с "социальными иждивенцами", так в Роструде называют тех, кто получает зарплату в конвертах и не оформлен официально. Также к этой категории относят тех, у кого в трудовых договорах прописана минимальная зарплата, но кто на деле получает больше.
Представители ведомства используют термин "социальный иждивенец", поскольку люди, работающие в "серой" части рынка, не платят налоги, но получают "социальные блага" от государства за счет других.
Заместитель главы Роструда Михаил Иванков заявил "Газете.Ru", что при работе всех людей в "белой" зоне снизится налоговая нагрузка на бизнес.
Как одну из мер противодействия ему Роструд предлагает административное наказание для работодателей. Сейчас за нарушение законодательства о труде грозит штраф от одной тысячи до 50 тысяч рублей. Ведомство хочет ужесточить это наказание.
Роструд предлагает и множество других мер: сокращение социальных госгарантий, введение правила кратности к кредитам, чтобы человек мог взять в банке кредит на сумму, кратную своей официальной заработной плате, и увеличение платы за услуги ЖКХ.
По оценкам Роструда, на "сером" рынке труда работают от 14 до 18,6 миллиона человек. В апреле 2013 года вице-премьер Ольга Голодец оценила "серый рынок" в 38 миллионов человек. "Примерно "теневой" сектор нашей экономики оценивается Росстатом в цифру 20 миллионов человек", — говорила она во время встречи министров труда G20 с деловой и профсоюзной "двадцатками".
Минтруд оценивает размеры теневого сектора чуть скромнее. По данным ведомства, он ограничен примерно 15% — именно столько трудоспособных россиян не платят страховые взносы.
Напомним, по данным Института современного развития, российский неформальный сектор примерно в 1,5-2 раза превышает параметры развитых стран. При этом растет разрыв между темпами создания новых рабочих мест и ликвидацией предприятий. Предприятия закрываются быстрее, чем открываются новые производства, в 1,3-1,5 раза, а сокращенные рабочие руки перетекают в "тень".
Для работников это плохо из-за социальной незащищенности, а уровень зарплат в неформальном секторе на 18-20% ниже, чем при официальной занятости. Для экономики в целом все это — недополученные налоги.