Евросоюз продолжает энергетическую дуэль
Неделю назад в Москве побывала «евротройка» – глава МИД председательствующей в ЕС Германии, еврокомиссар по внешним связям и высокий представитель ЕС по внешней политике. Разговор шел, в основном, об энергобезопасности и о перспективах начала переговоров по новому Соглашению о партнерстве, заблокированному Польшей из-за запрета России на импорт польского мяса. Не обошлось и без традиционного «подсовывания» Договора к Энергетической хартии. Так, на всякий случай – а вдруг Россия согласится его ратифицировать? В ответ на это Сергей Лавров в очередной раз напомнил, что Москва не отрицает принципы Энергетической хартии, но для российской стороны неприемлемы «некоторые механизмы, касающиеся транзита и инвестиций». То есть (переводя с дипломатического на русский), РФ абсолютно не устраивает предусмотренная Хартией свобода доступа третьих стран к трубам и месторождениям.
Впрочем, «заходы» по поводу Хартии являются уже, скорее, отвлекающим маневром. Главная идея европейцев теперь состоит в другом: заключить сразу два новых стратегических соглашения с РФ, одно из которых будет чисто энергетическим. На переговоры по энергетическому договору польское вето, по идее, не распространяется, так что их можно будет начать гораздо быстрее, чем переговоры по основному соглашению.
Судя по всему, такой договор хотят сделать клеткой для российских топливно-энергетических монстров. ЕС будет стремиться вплести в него принципы Энергетической хартии, а кроме того – предусмотреть создание некого наднационального органа (в Европе это любят), который надзирал бы за выполнением российской стороной своих энергетических обязательств. Однако Москва относится к этим идеям абсолютно без энтузиазма. По итогам переговоров с «евротройкой» Лавров сказал журналистам: «Наше сотрудничество будет зиждиться на основе договоренностей, принятых на саммите G8 в Санкт-Петербурге, эти договоренности будут определять наше сотрудничество, нужды в создании наднациональных органов мы не видим». Так что напрямую навязать России Энергохартию (пусть и под другим названием) опять не удается. Да и на новом стратегическом соглашении свет клином не сошелся – Москва не раз давала понять, что ее вполне устраивает ныне действующее Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, которое можно пролонгировать сколько угодно. Новый договор имеет смысл заключать, если сторонам удастся договориться о более «продвинутых» формах интеграции, а многие цели, поставленные в рамках двусторонних отношений, решатся сами собой, когда Россия вступит в ВТО. Одним словом, «надо садиться и думать, что мы могли бы добавить к стандартным правилам ВТО для дополнительного сотрудничества, в частности, в сфере энергетики», полагает глава Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин. Он предлагает, в частности, предусмотреть создание общих свободных экономических зон и отмечает, что российская и европейская стороны заинтересованы не только в свободной торговле, но и «свободных инвестициях». Как сделать такую свободу реальностью – тоже надо подумать. В этой связи Шохин высказался за участие бизнеса в разработке и оценке проекта соглашения: «бизнес сможет дать не только экспертную оценку, но может быть и стать соавтором соглашения».
Однако все эти благие пожелания меркнут на фоне европейской жажды энергоресурсов. В конце 2005 г. Евросоюз подписал со странами Балканского полуострова Договор об энергетическом сообществе (ДЭС), а сейчас возникла идея включить в него Украину, Молдавию и Турцию, чтобы затем всем вместе подписать некое новое соглашение – по сути, клон Договора к Энергетической хартии. В дальнейшем ЕС хотел бы подключить к этой инициативе и Белоруссию (нынешние обиды Лукашенко на Россию могут этому поспособствовать). Таким образом, часть труб, по которым нефть и газ поступают в Европу из стран СНГ, все-таки подпадут под действие правил Энергетической хартии. В этой связи не понятно, стоит ли российским концернам приобретать в собственность трубы наших соседей, коль скоро к ним будут иметь доступ все, кому не лень? Но это уже вопрос на перспективу. А пока ясно одно: Евросоюз пытается окружить Россию Энергетической хартией. Впрочем, и Россия не дремлет. Она намерена в ответ охватить ЕС еще более широким кольцом – альянсом поставщиков газа. Путин недавно позитивно отозвался о предложенной Ираном идее создания «газового ОПЕК». Идея эта не нова и впервые выдвинута не Ираном, а самой же Россией. Конечно, сейчас она как никогда далека от реальности – с учетом сгущающихся туч над Тегераном. Однако в нынешнем контексте российско-европейских отношений идея пришлась очень кстати – чтобы припугнуть европейский «картель потребителей» нашим «картелем поставщиков».