За кулисами подготовки к Олимпиаде в Сочи разворачивается совсем другая затяжная битва, в которой сошлись путинское правительство, богатейшие промышленники страны и государственный банк ВЭБ, пишет InoPressa со ссылкой на материалы агентства Bloomberg.
Владимир Путин распорядился потратить огромные средства на превращение Сочи из увядающего прибрежного города, в котором любила отдыхать советская элита, в круглогодичный курорт. Вместо заявленных изначально 12 млрд долларов израсходовано уже 48. По словам критиков, если надежды на приток туристов после Олимпиады не оправдаются, правительство Путина получит обремененные долгами города-призраки вокруг Адлера и Красной Поляны.
Какими бы ни были изначальные планы, после того как будет вручена последняя золотая медаль, правительство и супербогатые олимпийские инвесторы, скорее всего, продолжат спорить о том, кому оплачивать самые дорогие зимние Игры в истории, полагают авторы статьи.
"Внешэкономбанк" (ВЭБ) предоставил "сливкам" российской бизнес-элиты кредиты на 7,4 млрд долларов. Одним из крупнейших частных инвесторов выступает финансово-промышленная группа Дерипаски "Базовый элемент". Общая стоимость ее проектов оценивается в 2,4 млрд долларов (из них 1 млрд — кредит ВЭБ).
В числе крупнейших заемщиков — гендиректор "Норникеля" Владимир Потанин, председатель правления "Газпрома" Алексей Миллер и глава правления "Сбербанка" Герман Греф, говорится в статье.
Теперь все они из-за стремительного увеличения расходов и ограничения на ведение бизнеса могут потерять деньги на вложениях и добиваются освобождения от уплаты налогов и субсидий на выплаты ВЭБ по кредитам на сочинские проекты.
Вице-премьер Дмитрий Козак уже заявил, что все инвесторы согласились на участие совершенно добровольно. По его словам, если они не расплатятся по кредитам, их доли в объектах будут проданы с аукциона.
По мнению авторов материала, "2Внешэкономбанк" оказался в затруднительном положении. После того как правительство Путина привлекло его средства для кредитов на олимпийское строительство и спасение компаний в разгар финансового кризиса, коэффициент достаточности его капитала упал почти до 10%. "В случае невыплат олимпийские проекты пробьют большую брешь в балансе ВЭБ", — заявил вице-президент правления банка Сергей Васильев.
Инвесторы, в свою очередь, возмущены слишком высокими, на их взгляд, процентными ставками банка. "Нигде в мире кредиты на проекты "в чистом поле" не дают под такие высокие проценты", — жалуется Владимир Потанин.
Весной этого года он, Дерипаска, Греф и Миллер написали письмо Козаку с просьбой субсидировать выплаты процентов по кредитам и создать в Сочи особую экономическую зону с более низкими налогами.
Козак ответил, что инвесторы должны быть готовы расплатиться. Ставка ВЭБ всего на 0,4% выше ставки рефинансирования Центробанка, которая в ноябре составляла 8,25%. В налоговых льготах Козак также отказал.
Напомним, затраты на подготовку Сочи к Олимпиаде, включая средства инвесторов, превысили 1 трлн рублей. К открытию спортивного мероприятия будут построены гостиницы почти на 25 тысяч номеров. Хотя сейчас ситуация серьезно подогревается стройкой и гостиницы заполняют командированные, работающие на Олимпиаду, после Игр ожидается спад загрузки до 35-40%.
Ранее во "Внешэкономбанке" уже признали, что из выданных на Олимпиаду 220 миллиардов рублей кредитов вернуть удастся меньше четверти. Вернуть деньги без помощи бюджета государства не получится, подтвердили представители инвесторов.
Позднее первый вице-премьер Игорь Шувалов заявил, что правительство готово оказать финансовую поддержку инвесторам, вложившим средства в строительство объектов в Сочи в рамках подготовки к Олимпиаде, чтобы не допустить массированной продажи недвижимости после завершения игр. По его словам, продажа значительных объемов недвижимости в один момент может "убить" рынок недвижимости в регионе на долгие годы.
"Та недвижимость, которая выйдет на рынок, — ее невозможно продавать в один момент. Это проблема. Мы ее сейчас пытаемся разрешить и ведем переговоры со всеми крупными инвесторами. Просто очень много выходит жилой и гостиничной недвижимости на рынок. Часть ее инвесторы, которые строили, хотели бы продать", — сказал Шувалов.