Позиция судов по искам граждан, не уведомляющих страховщика о страховом событии, а сразу обращающихся в суд, стала жестче по отношению к страховым компаниям. Теперь суды не только поддерживают таких потребителей, но и взыскивают со страховых компаний штрафы в пользу граждан.
Об этом свидетельствует проведенный АСН анализ судебных решений, вынесенных судами апелляционных инстанций областных и верховных судов за 9 месяцев, прошедших с прошлого подобного анализа. Всего АСН на этот раз удалось обнаружить около 20 решений по таким делам в 10 из 83 регионов РФ. Как и в прошлый раз, среди них не оказалось ни одного, в котором суд отказал бы гражданину во взыскании возмещения из-за того, что страхователь вообще не обращался к страховщику перед подачей иска.
Но если предыдущий подобный анализ показал, что суды всегда отказывают во взыскании потребительского штрафа, то на этот раз более чем в половине случаев они поступили иначе. Взыскивая со страховщиков штраф, суды указывали, что страховые компании имели возможность добровольно произвести выплату гражданину после того, как получили документы о судебном разбирательстве.
В одном из обнаруженных АСН решений то обстоятельство, что гражданин не обратился к страховщику с заявлением о выплате, стало основанием для снижения размера штрафа.
АСН удалось обнаружить лишь четыре решения, в которых суды отказали гражданам в штрафе. При этом они указывали, что страховщик был лишен возможности добровольно удовлетворить требование гражданина.
Взыскивается ли потребительский штраф по искам граждан, обращающихся за страховым возмещением напрямую в суд, минуя страховщика*