Украинский кризис, обостривший и без того не самые теплые отношения между РФ и западными странами, логично создает предпосылки для усугубления ситуации в среднесрочной перспективе. Оказавшись перед угрозой потерять как минимум часть наконец, "завоеванной" Украины, оппоненты Москвы готовятся предпринимать шаги, направленные на сохранение статус-кво на постсоветском пространстве. По данным прессы, НАТО, пока что имеющее не много шансов укрепиться в Незалежной, в ближайшие месяцы сделает предложение Грузии.
Если Крым войдет в состав России по итогам референдума 16 марта, то в ходе намеченного на сентябрь саммита НАТО в Великобритании Грузии может быть предоставлен план действий по членству в альянсе пишет "Коммерсант" со ссылкой на источники в штаб-квартире альянса и Госдепартаменте США.
"Действия России на Украине привели к возобновлению дискуссии о необходимости более решительной политики альянса в Восточной Европе, — заявил "Коммерсанту" источник в штаб-квартире НАТО. — О том, что заявка Тбилиси на получение статуса кандидата должна быть удовлетворена, заговорили даже представители государств, еще недавно призывавшие не форсировать этот вопрос". По словам же собеседника издания в Госдепе, премьер-министру Грузии Ираклию Гарибашвили, недавно посетившему Вашингтон, представители Белого дома пообещали, что США поддержат желание Тбилиси интегрироваться в НАТО.
Имеется ли у новой грузинской власти такое желание — вопрос достаточно сложный. Впрочем, Грузия, с момента прихода к власти предыдущего премьера Бидзины Иванишвили пытавшаяся балансировать меж двух сил (если "по-украински" — усидеть на двух стульях), и не скрывала, что сохраняет нацеленность на сближение как с Европой, так и с США и НАТО. Впрочем, пока не ясно, скрывается ли за заявлениями того же Гарибашвили об оказываемой США поддержке грузинской демократии все больше политическая риторика, нацеленная на сохранение значительной части "прогрессивного" электората, либо действительно готовность сближаться с геополитическими оппонентами России.
Для Украины подобный вопрос пока не значится в повестке дня. Недавние намеки местных политиков на теоретическую возможность подумать об укреплении взаимоотношений с НАТО не были восприняты всерьез даже новыми властями Киева. Несмотря на заявления Альянса о том, что для Украины "двери всегда открыты". Таковыми они на протяжении шести лет остаются и для Грузии, в начале 2008-го не включенной в план действий по членству в НАТО из-за возражений Германии и Франции и лишившейся наметившихся перспектив после августовских событий того года: после признания Россией независимости Абхазии и Южной Осетии вопрос был снят с повестки дня саммитов Альянса и отложен до лучших времен.
Что касается Украины, то ей сейчас точно не до размышлений о перспективах членства в военных альянсах. Перед новыми киевскими властями стоит куда более насущная задача, похоже, невыполнимая: попытаться удержать страну от раскола. Тщетность попыток в Киеве, очевидно, осознают, и продолжают выполнять программу минимум — убеждать мировое сообщество в нелегитимности происходящих при одобрении России процессов.
Мировое сообщество, основные западные партнеры во всяком случае, уже полностью разделяет точку зрения Киева. Впрочем, оно не спешит действовать: введение санкций оставили на после референдума, возможность военного вмешательства остается чисто декларативной. Запад и его восточноевропейские партнеры ограничиваются "бряцанием оружием", как, впрочем, и Россия (если учесть заявления Москвы, что неопознанные вооруженные люди в Крыму не имеют к ВС РФ никакого отношения).
Крым закрыл небо перед референдумом
Киев тоже предпринимает лишь направленные на "устрашение" шаги вроде внезапных военных учений у Перекопа. Но о введении войск на полуостров речь не идет. "Мы не можем начинать военную операцию в Крыму, потому что тем самым мы поставим под удар незащищенную восточную границу Украины", — цитирует "Корреспондент.net" заявление врио президента Украины Александра Турчинова, сделанное в интервью AFP. Сюда же стоит добавить вчерашнее признание и.о. премьер-министра Арсением Яценюком плачевного состояния украинской армии и Верховной Радой — ее небоеспособности.
Как результат, с прошлых выходных Киев практически не контролирует ситуацию в Крыму, власть находится в руках местных политиков, присягнувших Крыму военных и ополченцев и, конечно, все тем же загадочным вежливым людям с оружием, контролирующим основные военные объекты региона. А заодно и воздушное пространство над полуостровом: то, что началось как блокирование авиагаваней Севастополя и Симферополя, переросло в выборочный запрет полетов для "недружественной" авиации.
Как сообщают украинские СМИ со ссылкой на председателя Меджлиса крымских татар Рефата Чубарова, до 16 марта местные аэропорты не будут принимать самолеты из остальной части Украины. Информация частично подтверждается сообщениями авиакомпаний. Так, "Международные авиалинии Украины" отменили три рейса между Симферополем и Киевом из-за ограничения воздушного движения. Как сообщается на сайте фирмы, "по информации, полученной от аэропорта "Симферополь", рейсы авиакомпании МАУ не могут быть приняты и обслужены в аэропорту "Симферополь" в связи с ограничением воздушного движения".