«Газпром» разводится с Кремлем

0 1 498

Вчера российский газовый монополист снова оказался в центре внимания. Как сообщает газета «КоммерсантЪ», российское «национальное достояние» намерено потратить на улучшение своего имиджа за рубежом (главным образом в ЕС и США) $11 миллионов. Для осуществления этой цели «Газпром» обратится к консорциуму ряда специализирующихся в соответствующей области компаний, во главе с агентством PBN Company, в число клиентов которого входят Microsoft, British Petroleum, Shell, Coca-Cola, McDonald`s, Philip Morris, Bloomberg, Mittal Steel, Pricewaterhouse Coopers, Unilever. Помимо коммерческих компаний PNB консультирует такие международные организации, как Всемирный банк, ЕБРР, Агентство международного развития США, Всемирный фонд защиты дикой природы.

По данным «Коммерсанта», ссылающегося на собственные источники, общая сумма контракта неизвестна. Известно лишь, что в 2007 г. на улучшение корпоративного имиджа «Газпрома» будет потрачено $11 млн, то есть порядка 8% от общего PR-бюджета на 2007 год.

Отведенная на улучшение имиджа сумма не так уж и велика, и все же известие наделало много шуму в экспертных кругах. Возможно, это связано с тем, что доселе информация о подобного деликатного рода расходах газового монополиста не становилась достоянием широкой общественности.

По данным источника «Коммерсанта», «Газпром экспорт» (дочка «Газпрома», от имени которой заключается сделка) просит исполнителя сделать акцент на позиционировании компании как коммерческой структуры, максимально удаленной от Кремля и президента Путина. А в самом «Коммерсанте» считают, что PR-кампания «Газпрома» на Западе может являться лишь частью общей кампании Кремля по улучшению имиджа России.

Многие эксперты поспешили указать на то, что действия «Газпрома» являются прямым следствием российско-белорусского нефтегазового конфликта. Напомним, что накануне Нового года российской и белорусской сторонами был подписан договор, в соответствии с которым в 2007 г. цена российского газа составит $100 за 1 тыс. куб. м – более чем в два раза выше предыдущего значения. Кроме того, «Газпром» получит 50% акций «Белтрансгаза» по цене $2,5 млрд, что рассматривается многими как прямая экспансия российского монополиста в соседнем государстве.

На самом деле, сомнительно, что желание «подправить имидж» возникло у «Газпрома» только после указанных событий. Если речь действительно идет о многолетнем соглашении с крупнейшими игроками рынка PR-услуг, то сделки подобного уровня не могут быть подготовлены и заключены в течение двух недель. Скорее всего, проблемы с имиджем на Западе уже давно начали доставлять существенные неудобства как самой компании, так и Кремлю.

Не совсем понятно и предположение о том, что PR-кампания «Газпрома» является частью кремлевской кампании по улучшению имиджа страны. По крайней мере, пытаясь «пиарить» Россию на Западе, в сегодняшней ситуации о «Газпроме» лучше лишний раз не вспоминать, ибо в западном понимании наше «национальное достояние» выглядит как компания, ведущая активную экспансию на рынках других стран и использующая для этого все возможные способы. Посему «улучшение имиджа», скорее всего, касается только «Газпрома», а не всей России; другое дело, что на сегодняшний день практически невозможно представить, как именитым пиарщикам удастся развести его и Кремль.

Что касается самого газового монополиста, то образ независимой от властей компании с каждым годом будет ему все более необходим. С учетом все чаще звучащих прогнозов относительно ухудшения газового баланса России и необходимости инвестиций в развитие добычи, «Газпрому» потребуется привлечение иностранного капитала. А в ситуации растущих опасений Запада относительно российских энергетических амбиций имидж «кремлевского донора» – не самый лучший фон для обращения за деньгами.


Оставьте ответ
Яндекс.Метрика