Чрезмерная активность россиян в социальных сетях наносит существенный ущерб экономике России в целом и каждой компании в отдельности. "Прогулки" работника в соцсетях в рабочее время фактически оплачиваются работодателем. По подсчетам экспертов Института стратегического анализа ФБК, размер потерь от времени, проведенного в соцсетях в 2012 г., составил от 281,7 млрд до 311,5 млрд руб. (около $10 млрд). Учитывая, что аудитория социальных сетей только за вторую половину 2013 г. выросла на 5%, потери за этот период тоже будут расти.
Российский предприниматель Александр Бочкин разработал систему CrocoTime – программу контроля рабочего времени сотрудников, которая позволяет работодателям увидеть, на что именно сотрудники тратят рабочее время, и оперативно повлиять на проблему.
Увидеть, на что тратится время сотрудников и деньги компаний
"Проблема нецелевой траты рабочего времени остро стоит не только из-за социальных сетей, – говорит генеральный директор ООО "Инфомаксимум" – компании-разработчика CrocoTime – Александр Бочкин. – Я задумался над созданием системы контроля рабочего времени, еще когда социальные сети не были распространены. Думаю, каждый россиянин сталкивался с немыслимыми очередями в госучреждениях или, приходя в организацию, обнаруживал, что нужного работника нет на месте в рабочее время. CrocoTime предназначена для мониторинга работы сотрудника за компьютером и борьбы с нецелевой тратой времени".
Функционал CrocoTime ориентирован на потребности средних и крупных компаний (небольшие организации могут использовать систему бесплатно, ее можно скачать на сайте компании): статистика собирается автоматически и не требует штата сотрудников для проверки скриншотов или анализа используемых сайтов. Программа устанавливается на сервер компании, для подразделений назначаются продуктивные и непродуктивные программы и сайты, применяются временные регламенты, в которые работники должны находиться на рабочих местах.
На вкус и цвет…
У систем контроля рабочего времени множество сторонников и немало противников. В противники, как правило, записываются рядовые сотрудники, возмущенные вторжением в личное пространство и проявлением недоверия. Сторонниками же являются руководители: они хотят знать, на что тратятся деньги компаний – плата за рабочее время сотрудников.
Эксперты в области управления персоналом, которые выступают извечным медиатором между работниками и руководством, ответили на вопрос, нужен ли контроль рабочего времени.
"Я, как руководитель, хотел бы знать, чем занимаются сотрудники, – ответил бывший вице-президент по организационному развитию и работе с персоналом ОАО "ВымпелКом" Михаил Яковлев. – В первую очередь для того, чтобы оперативно реагировать на проблемы: либо регламентировать время, проводимое в соцсетях и на развлекательных сайтах, либо попробовать изменить систему мотивации работников".
"Я с пониманием отношусь к системам контроля рабочего времени сотрудников. Считаю, что такие системы должны быть органично и законно встроены в общую корпоративную политику компании, – отметил советник председателя правления ОАО "Банк24.ру" Булад Субанов. – Руководителю в любой момент времени важно понимать, насколько эффективно сотрудники выполняют свои задачи. Понимать, но не доводить контроль до тотальной слежки. Работая с профессионалами, нужно с уважением относиться к их профессионализму и своему времени".
Аргументы “против” и факты “за”
— Любители соцсетей и других развлекательных сайтов утверждают, что проверить "Твиттер" или ответить на сообщение "ВКонтакте" – это совершенно безвредно и отнимает буквально пару минут.
Отвлечения на социальные сети ведут к существенному снижению производительности труда. Ученые подсчитали, что у работника уйдет около 23-х минут, чтобы вновь сосредоточиться на работе, которую он выполнял. А прерывание работы ради социальных сетей происходит в среднем каждые 10,5 минут.
— Вместо установки системы контроля можно просто заблокировать социальные сети.
"Блокировка соцсетей или в целом доступа в интернет не даст результата. Это показывает опыт наших клиентов, которые в большинстве случаев приходят к нам, после того как испробуют эти методы, – подчеркнул основатель CrocoTime Александр Бочкин. – В первом случае работники начинают использовать сайты анонимайзеры, блокировать которые сисадмины просто не успевают. Во втором случае для выхода в сеть сотрудники просто используют телефоны и планшеты. Проблема нецелевой траты времени принимает "партизанский характер", т. е. руководитель теперь не только теряет возможность повлиять на нее, но также не может оценить ее реальные масштабы".
— Работники слишком привыкли к свободе. Все разбегутся, если объявить им о том, что отныне их будут контролировать.
"Если грамотно представить систему контроля персоналу, она принесет пользу не только руководителю, но и рядовым сотрудникам, – говорит бизнес-тренер, руководитель тренинг-центра "Игрокс" Александр Петрищев. – Ведь руководство наконец увидит, как они работают, насколько загружены или даже перегружены.
Я не думаю, что система будет демотивировать ответственных работников (при условии, что им расскажут о целях контроля и о том, что программа предназначена для оптимизации их загрузки, повышения эффективности). А вот безответственные работники, конечно, будут недовольны. Но нужны ли организации такие сотрудники?"
Опыт внедрения
На рынке представлено множество систем контроля рабочего времени, но клиентами CrocoTime в первый же год стали несколько компаний из списка Forbes 200 и другие известные российские организации (ОМК, подразделения Роскосмоса, Центр внедрения "Протек", ПРОГРЭС, Панавто Ко, B2B-Center и др). Интерес со стороны крупных клиентов, по словам Александра Бочкина, обусловлен тем, что CrocoTime – единственная на рынке система, отвечающая потребностям больших компаний.
"Мы выбрали CrocoTime, потому что система имеет функционал, необходимый нам, – поделился своим мнением руководитель отдела автоматизированных систем управления ЗАО "Панавто Ко" (крупнейший дилер Yamaha в РФ) Дмитрий Миняев. – Иерархическая группировка сотрудников, отделов и подразделений, автоматический подсчет статистики по сотрудникам и в целом по подразделениям, возможность создавать различные регламенты для отделов и департаментов. Система быстро выдает статистику при большом количестве ПК, при этом не отвлекает работников и не замедляет работу компьютеров. Нам также была важна возможность интеграции с уже установленными в компании программными комплексами".
Многие из компаний-клиентов "Инфомаксимум" предпочитают политику неразглашения, но некоторые открыто говорят о результатах мониторинга.
"В нашей компании система окупилась за счет депремирования сотрудников. Сумма сэкономленных средств превысила затраты на закупку системы уже в первый месяц ее использования. По словам руководителей департаментов, после внедрения CrocoTime в их подразделениях отмечается рост производительности труда", – добавил Дмитрий Миняев.
Что дальше?
В 2013 г. аудитория рунета увеличилась на 7% и достигла цифры в 70 млн человек. Аудитория социальных сетей в России в целом, по данным СomScore, в 2013 г. выросла до 66,9 млн пользователей в месяц. В среднем, по информации исследования СomScore, россияне проводят в соцсетях около 30 минут в день, и это время неуклонно растет. Люди становятся все более зависимыми от такого вида общения и порой сами не замечают, сколько времени проводят в сети. Специалисты все чаще сравнивают зависимость от социальных сетей с игроманией.
Основатель CrocoTime уверен, что популярность системы будет все больше расти. Команда "Инфомаксимум" не перестает работать над функционалом и комфортностью использования системы, осуществляет планы по выходу на международный рынок (уже сейчас CrocoTime используют компании из Белоруссии, Украины, Молдовы и Казахстана). В глобальных планах – выход на рынки Европы, США и Китая.