На казахстанско-российской границе уже второй месяц стоят более 10 тысяч грузовиков с товарами на сотни миллионов долларов. Из-за масштабных проверок на таможне тысячи российских селлеров не могут получить свои грузы, часть из которых — сезонные. Потери предпринимателей оцениваются в миллионы рублей.
Проблемы начались ещё в начале сентября. Основная причина транспортного коллапса — усиленные проверки для борьбы с серым импортом. Таможенники сверяют фактическое содержимое фур с данными деклараций: например, вместо заявленных автозапчастей в документах в кузовах обнаруживают одежду или обувь.
Несоответствующие грузы отправляют обратно на склады временного хранения — забрать их можно только после корректного оформления документов и маркировки.
По словам российских предпринимателей, в Казахстане застряли самые разные виды товаров — от одежды и электроники до продуктов питания и автомобилей. Даже поставки, которые ранее проходили по «экспресс-доставке», теперь задерживаются на месяцы. Если раньше доставка занимала до двух недель, то теперь сроки растянулись до нескольких месяцев.
Селлеры предупреждают: в ближайшее время стоимость логистики и товаров может вырасти как минимум вдвое. Мелкие карго-компании, работающие по неофициальным схемам, рискуют полностью прекратить деятельность. Часть поставщиков уже начала переходить на «белые» схемы ввоза с сертификацией, а логистические компании перенаправляют маршруты через Беларусь и Уссурийск.
Тем временем на границе появились «помогалы» — посредники, предлагающие ускорить прохождение досмотра за деньги. По словам импортеров, стоимость «ускорения» варьируется от 300 до 1000 долларов, а в некоторых случаях достигает 10% от цены контейнера.

