Повреждение ниток «Северных потоков», по свидетельствам шведских сейсмологов, является результатом подводной атаки. Измерительные станции зафиксировали подводные взрывы. Кому это выгодно? Чем чревато для России и Европы прекращение прямых поставок газа?
Украина и азербайджанский газ
Прежде всего, стоит вспомнить об альтернативном пути поставок в Европу. Это газотранспортная система Украины. В 2021 году компания «Нафтогаз» сформулировала свои претензии к «Газпрому» следующим образом: «Газпром» препятствует транспортировке газа из Азербайджана в Европу. Эти претензии должны были лечь в обоснование иска в Стокгольмский арбитраж. О каком газе из Азербайджана идет речь?
О том, что шел через газопровод TAP-TANAP. Однако ресурсной базы Азербайджана не хватало для того, чтобы поставить газ в объеме, предусмотренном в контрактах с европейскими потребителями. С 2018 года эти объемы идут по замещающим контрактам с «Газпромом», то есть Россия поставляла выпадающие объемы газа. И вместо азербайджанского газа европейский потребитель получал российский газ через газопроводы «Голубой поток» и «Турецкий поток». Азербайджан получал деньги за свой газ, который уходил в Россию. Европейские потребители получали газ, который они законтрактовали. А европейские поставщики, благодаря этой схеме, смогли выполнить свои контрактные обязательства, избежать финансовых потерь и сохранить лицо перед своими потребителями.
В данный момент украинская газотранспортная система является основным транзитным коридором для российского трубопроводного газа вместо «Северных потоков» и альтернативным для «Голубого потока» и «Турецкого потока» в том случае, если подобное происшествие случится и с ними. Стоит вспомнить, что в лучшие годы по трубам Украины перекачивалось до 120-140 млрд. кубометров газа. «Голубой поток», как и «Турецкий поток», отнял от этого объема 31,5 млрд., «Северный поток-1» еще 55, «Северный поток-2» также имел пропускную способность в 55 млрд. И так почти весь имеющийся у России газ пошел в обход украинских труб. Из-за сложившейся ситуации с диверсией на северных потоках, Украина является главным интересантом в этом деле.
Европа без российского газа
Помимо трубопроводного газа, Европа закупает сжиженный природный газ (СПГ), что обходится ей в несколько раз дороже. К тому же необходимого Евросоюзу объема СПГ в мире не существует физически. Есть в Европе и возобновляемые источники энергии. Но они не могут восполнить классическую электрогенерацию и зависят от погодных условий. С повреждением ниток «Северных потоков» Европа лишилась возможности закупить дешевый трубопроводный газ. И едва ли «Газпром» согласится торговать с Европой через газотранспортную систему Украины. В том числе из-за ее изношенности. Это просто опасно.
С 1 октября в некоторых европейских странах сокращают производство или приостанавливают свою работу энергоемкие предприятия. А предприятия, где сырьем является природный газ, прежде всего, газохимические начали сокращать производство еще с июня нынешнего года. В попытках урегулировать ситуацию страны Евросоюза стали национализировать энергетические компании, собственниками которых являются иностранные инвесторы, и вводить на них вертикальное управление.
Так, Германия национализировала Uniper, являющуюся крупнейшим владельцем и оператором электрогенерирующих мощностей. Эта компания входила в число постоянных потребителей и покупателей российского трубопроводного газа. Заодно Германия присвоила себе акции «Роснефти» в трех нефтеперерабатывающих заводах. Похожим образом поступила Польша. Она национализировала часть трубы «Ямал – Европа», в результате чего правительство РФ запретило «Газпрому» заключать любые коммерческие сделки с компанией-оператором этого отрезка газопровода.
США также может получить выгоду от разрыва «Северных потоков», предлагая более низкие цены на энергоносители. Владельцы европейских энергоемких производств могут счесть это завуалированным приглашением и перенести свои производства в Соединенные штаты, где будут платить налоги и развивать инфраструктуру.
Что ждет Россию без европейских покупателей
Европейский рынок перестает быть для России приоритетным. Дефицит газа приведет к еще большему росту цен на энергоносители, а вслед за этим и на всю продукцию газохимической переработки. Уровень жизни населения сильно снизится.
Ремонт «Северных потоков» не выгоден в сложившихся условиях: близится зима, и она значительно затруднит работу оборудования и специалистов. Объемы газа, которые до этого шли на экспорт в Европу, теперь пойдут на азиатский рынок и внутренний рынок России. Но и Россия далеко не сразу сможет освоить 100 млрд кубометров газа. Нужно создать инфраструктуру: выполнить программы по газификации российских регионов, развить имеющиеся и создать новые газоперерабатывающие производства, производства по сжижению газа, создать дополнительные мощности электрогенерации, работающие на газе, и многое другое.