Отказ США продлевать договор СНВ-3 был направлен на снятие последних ограничений для наращивания ядерного потенциала и изменение условий будущих переговоров, заявил российский дипломат.
Постоянный представитель России при отделении ООН в Женеве Геннадий Гатилов заявил, что решение Вашингтона не продлевать ДСНВ носило стратегический характер. По его словам, США стремились избавиться от последнего юридического механизма контроля в ядерной сфере. Об этом он рассказал в интервью ТАСС, приуроченном ко Дню дипломатического работника.
Гатилов отметил, что после истечения срока договора 5 февраля американская сторона не отреагировала на предложение Москвы продолжить соблюдать установленные количественные ограничения. По его оценке, такое молчание может свидетельствовать о желании США расширить собственные возможности в области стратегических вооружений.
Дипломат также выразил мнение, что Вашингтон продолжит попытки вовлечь Китай в переговоры по новой архитектуре стратегической стабильности. При этом он подчеркнул, что шансы на присоединение Пекина остаются низкими. По словам Гатилова, США используют подобные инициативы для усиления своих позиций на возможных будущих переговорах.
ДСНВ оставался последним действующим международно-правовым инструментом, ограничивавшим развертывание стратегического ядерного оружия. Россия ранее предлагала сохранить его параметры еще на год после формального окончания действия договора. Москва подчеркивала, что вопрос участия Китая является исключительной компетенцией Пекина.
Российская сторона также указывала, что при расширении договоренностей по стратегическим вооружениям необходимо учитывать ядерные арсеналы Великобритании и Франции, которые ранее не включались в режим контроля.
По данным Стокгольмского института исследования проблем мира, США и Россия совместно располагают более 90% мировых ядерных боезарядов, что делает двусторонние договоры ключевым элементом глобальной стратегической стабильности.

