Депутат Сергей Миронов направил премьер-министру Михаилу Мишустину обращение с предложением о запуске государственной программы «Новый автомобиль – каждой семье». Согласно документу, имеющемуся в распоряжении РИА Новости, владельцы автомобилей старше 15 лет смогут сдавать их на утилизацию и получать сертификат на приобретение нового транспортного средства отечественного производства.
Как пояснил политик в своем обращении, основная цель программы заключается в активной помощи государства россиянам в обновлении личного автотранспорта при одновременной поддержке отечественного автопрома. Программа направлена на стимулирование замены старых автомобилей на современные российские модели.
Рынок новых автомобилей в России после 2022 года претерпел радикальные изменения, связанные с уходом большинства западных автопроизводителей, введением санкций, разрывом логистических цепочек и переориентацией на новые бренды — в первую очередь китайские.
В 2024 году в топ-5 самых продаваемых брендов в России вошли только китайские компании: Chery (251 тыс. шт.), Haval (189 тыс. шт.), Geely (173 тыс. шт.), Changan (124 тыс. шт.) и Omoda (ранее под брендом Chery, 98 тыс. шт.). Эти бренды не только увеличили объёмы поставок, но и локализовали производство — сборочные заводы открыты в Калужской, Ленинградской, Татарстане, Нижегородской и других областях.
Сервис, логистика и вторичный рынок также претерпели изменения. Из-за отсутствия оригинальных запчастей и официальных сервисов для европейских и японских марок вырос спрос на контрафактные и китайские аналоги. По данным «Авито Авто», выросла стоимость обслуживания иномарок 2015–2021 годов, как и сроки ремонта. Параллельно развивается рынок «серых» автомобилей — в 2024 году в Россию ввезено более 650 тысяч подержанных машин, в основном из Казахстана, Армении и Киргизии, где действуют льготные таможенные режимы.

