Чкаловская лестница — достопримечательности Н.Новгорода

Чкаловская лестница в Нижнем Новгороде — “дорога от героя до героя”. Примечательная сама по себе, она объединяет в гармоничный комплекс установленные в разное время памятник Герою Советского Союза летчику-испытателю Валерию Павловичу Чкалову и катер “Герой”. Каждая из трех достопримечательностей, ставших частью этого комплекса, имеет свою увлекательную историю.


Оглавление


История Волжского откоса

В начале XIX века склон Дятловых гор от Георгиевской башни кремля к Волге имел весьма неприглядный вид. По берегам оврагов стояли разномастные деревянные дома Панской слободы. В ручьи, стекавшие к реке, жители сбрасывали мусор и нечистоты. Между стенами Нижегородского кремля и Георгиевской церковью, в 1702 году отстроенной в камне, оставались руины Крестовоздвиженского женского монастыря, сгоревшего в 1814-м и перенесенного на площадь Лядова (где он находится и сейчас).

О преображении Волжского откоса городские чиновники задумались всерьез лишь после 1816 года, когда в Нижний Новгород переселилась после пожара Макарьевская ярмарка. Из древней крепости с хаотичной застройкой городу предстояло превратиться в привлекательный центр торговли. Однако четкого плана реконструкции не существовало: придумать что-то красивое и практичное одновременно никому не удавалось.

Решение предложил в 1836 году Николай I, посетивший Нижний и устроивший разнос городским властям за ненадлежащее использование природного потенциала. Именно император дал подробные указания по благоустройству, которые были утверждены в “Положении об устройстве Нижнего Новгорода” и легли в основу генерального плана новой застройки.

По замыслу царя Волжский откос следовало выровнять, постройки снести, овраги засыпать. На переустройство ушло 8 лет и более 12,5 миллионов рублей серебром. Однако каждую весну родники заново размывали землю и откос сползал к Волге.

Дело пошло на лад благодаря вмешательству купца Петра Бугрова: взяв на себя подряд по обустройству спуска, он оборудовал дренажную систему из накатов бревен, лишь после этого засыпав склон грунтом. Выстроив продуманную противооползневую защиту, бугровская артель сумела облагородить Волжский откос на века.

Украшением склона стали Верхняя и Нижняя Волжские набережные. Между ними был разбит первый в городе общественный парк — Александровский сад, названный в честь императрицы Александры Федоровны, супруги Николая I. С разных сторон к ухоженному парку вели Казанский и Георгиевский съезды, мощеные булыжником. Первоначально парк в английском стиле был спланирован еще в 1835 году. Для детальной проработки проекта и его реализации в 1836-м Николай прислал в Нижний Новгород придворного садовника Карла Петцольда. Из-за оползней склона работы несколько раз прерывались. Полностью обустройство сада завершилось к 1854-му году.

С этого времени Волжский откос стал излюбленным местом отдыха горожан. В Александровском саду было оживленно и многолюдно в любое время года и суток. Рукотворную красоту дополняли великолепные виды на Борскую пойму и стрелку Волги и Оки, открывающиеся со смотровых площадок на Верхне-Волжской набережной и в живописном саду. Его аллеи и сегодня никогда не бывают пустыми.


Памятник Валерию Чкалову

С приходом новой власти город вновь стал менять свой облик. В 1932 году Нижний Новгород переименовали в Горький. Изящную Георгиевскую церковь, украшавшую Верхне-Волжскую набережную, взорвали и разобрали. На ее месте построили гостиницу, поначалу названную “Россия”, а позднее — “Волжский откос”. В добротных дворянских особняках, настроенных вдоль набережной в XIX веке, разместились общественные организации и учреждения.

Однако сами набережные, смотровые площадки и сад по-прежнему привлекали нижегородцев и гостей города, оставаясь излюбленным местом отдыха. Много раз бывал здесь и Валерий Павлович Чкалов, родившийся в Нижегородской губернии и начинавший в Нижнем Новгороде свой трудовой путь.

Вместе с другом, скульптором Исааком Менделевичем, восхищаясь со смотровой площадки Верхне-Волжской набережной красотами Заволжья, уже знаменитый на весь мир советский летчик Валерий Чкалов мечтал поставить на этом месте памятник знаменитому земляку — Максиму Горькому, чье имя в те годы носил Нижний Новгород.

15 декабря 1938 года Чкалов погиб, так и не исполнив этой мечты. Спустя два года, 15 декабря 1940-го, по инициативе Менделевича, на площадке был установлен памятник самому летчику. Бронзовая фигура на цилиндрическом пьедестале, отделанном лабрадоритом, изображает прославленного советского испытателя-первопроходца готовящимся к полету.

Памятник Валерию Чкалову. Скульптор И. Менделевич, архитекторы И. Таранов, В. Андреев.

На постаменте начертаны контуры Северного полушария и маршруты героических перелетов экипажа под командованием Чкалова на Дальний Восток и в США через Северный полюс. Над ними закреплены надпись “Валерию Чкалову, великому летчику нашего времени” и годы жизни героя. Изначально ниже была также надпись “сталинскому соколу”, но в годы развенчания культа личности Сталина ее убрали. Теперь о ней напоминают лишь отверстия в облицовке.

Площадка, гармоничным украшением которой стал памятник Чкалову, популярна среди нижегородцев. “Встретимся у Валерия Палыча”, — договариваются горожане, назначая встречу. Или еще короче: “У ВПЧ”. В теплое время года здесь всегда много молодежи — мамочек с колясками, подростков на велосипедах, скейтах, роликах. Если вы проявите любопытство, кто-то из них непременно расскажет вам о пикантной “тайне третьей ступени” памятника.



Чкаловская лестница

На краю полукруглой смотровой площадки, у подножия памятника Чкалову, установлены биноскопы. Опустив в монетоприемник 10 рублей, через огромный бинокль можно за 100 секунд в деталях рассмотреть окрестности. Ну а чтобы увидеть все вокруг без помощи оптики, стоит прогуляться по Чкаловской лестнице — от Верхне-Волжской набережной к самой реке.

На стадии проекта предполагалось, что называться она будет “Сталинградской”. Но жители города решили иначе. Именно разговорное название “Чкаловская” закрепилось за великолепной лестницей, на строительство которой ушло почти 10 лет.

Замысел сооружения возник у председателя Горьковского горисполкома Александра Шульпина еще в 1939 году. По проекту величественная лестница, превосходящая одесскую Потемкинскую, должна была связать центр Нижнего Новгорода с Волгой. Но реализовать идею помешало начало Великой Отечественной войны.

В 1943-ем, когда началось масштабное восстановление Горького после вражеских бомбардировок, к идее вернулись. Ленинградские архитекторы, готовившие проект, предложили обустроить лестницу от гостиницы “Волжский откос” (“Россия”). Однако Шульпин настоял на том, что начать ее следует от памятника Чкалову.

Грандиозная стройка была одобрена Москвой при условии, что все сооружение будет посвящено переломному событию войны — Сталинградской битве. Были выделены средства и рабочие руки (в том числе пленных немцев и добровольцев из местного населения). В мае 1944-го были начаты земляные работы, закипела стройка.

Торжественное открытие лестницы состоялось в 1949 году. На ее строительство ушло более 7,7 млн рублей — один из самых дорогостоящих объектов СССР того периода! Вскоре после завершения стройки председатель горисполкома Александр Шульпин попал под следствие: его обвинили в растрате и нецелевом использовании выделявшихся средств. В марте 1950-го Шульпина, лишив партийного билета и должности, отправили в лагерь под Мурманском. 

В 1953-ем, после смерти Сталина, дело пересмотрели. Обвинения с Шульпина сняли, с полной реабилитацией освободили. Вернувшись в Горький, Александр Михайлович продолжил работу по благоустройству города в руководстве совнархоза — до выхода на пенсию в 1959-м. (Кстати, именно по его инициативе в Нижнем появились троллейбусы.) 

Сегодня Чкаловская лестница — одна из самых узнаваемых достопримечательностей Нижнего Новгорода. Здесь проводят спортивные мероприятия (забеги, эстафеты), сюда приезжают для фотосессии молодожены. Туристы прогуливаются по смотровым площадкам, спускаясь и поднимаясь, увлеченно считают ступени (по обе стороны “восьмерки” их 560).

Строительство грандиозной Чкаловской лестницы заняло около 10 лет.

К 800-летию города сооружение было отреставрировано: 1 августа 2021 года Чкаловская лестница была открыта в обновленном виде.


Катер “Герой”

У подножия Чкаловской лестницы, на нижних ступенях Нижне-Волжской набережной в 1985 году был установлен на высоком постаменте катер “Герой”. По замыслу администрации города он стал памятником всем речникам и волжским судам, сражавшимся в годы Гражданской и Великой Отечественной войн.

Небольшой корабль и в самом деле имеет славную историю. Изготовленный на шведских верфях в 1899 году, попав в Россию, паровой баркас получил имя “Финн”. Работая в “Товариществе нефтяного производства братьев Нобель” с экипажем в 12 человек, он обслуживал многочисленные пристани и склады в районе Астрахани.

В июле 1919 года “Финн” оказался на военной службе, в составе Волжской, а затем Волжско-Каспийской флотилии. Спустя год буксир возвращается к мирной службе. В 1942-м судно вновь становится участником боев. Теперь его задача — обеспечение обороны Сталинграда. Участие речных катеров-тружеников в общем деле было не столь заметно, как боевых орудий или авиации, но необходимо. Недаром в 1944-м он прибыл в Горький уже под именем “Герой”.

Еще 40 лет после этого “Герой” честно трудился. Удостоить 86-летнее судно вечной стоянки было решено к юбилею Победы. Отремонтированный, покрашенный и снабженный макетами вооружения, он обрел свое нынешнее место.

Место на постаменте «Герой» получил в 1985 году, к 40-летию Великой Победы.

Интересный момент: иногда утверждается, что “Герой” — это бывший плавучий музей “Волгарь-доброволец”. Однако это совсем не так, хотя судьбы имеют много общего. Теплоход “Матвей Башкиров”, построенный в 1916-м, после бронирования корпуса и установки орудий оказался под именем “Волгарь-доброволец” в отряде Волжской флотилии в октябре 1918-го. После окончания Гражданской войны выполнял диспетчерскую и лоцманскую работу, буксировал нефтеналивные баржи. В 1942-м трудился под Сталинградом: прикрывал от воздушных атак переправы через Волгу, перевозил с берега на берег личный состав, оружие и боеприпасы, продовольствие. В 1944-м, как и “Герой”, прибыл в Горький. А в 1967-м, по инициативе ветеранов речного флота и парторганизации города, корабль переоборудовали в музей. 20 лет он курсировал из города в город по Волге, Каме, Оке и другим рекам Волжского бассейна. В начале 90-х, признав содержание музея затратным и нецелесообразным, новые владельцы пустили героическое судно на металлолом.


Как добраться до Чкаловской лестницы, памятника Чкалову и катера “Герой”

Запрос “памятник Чкалову в Нижнем Новгороде” может привести вас к бюсту прославленному летчику, установленному в Сормовском районе, на пересечении улиц Земледельческой и Ужгородской. Поэтому, определяя, как добраться до комплекса достопримечательностей на Волжском откосе, следует ориентироваться в первую очередь на Чкаловскую лестницу в Нижегородском районе.

При этом Яндекс.Карта отобразит площадь Минина и Пожарского, северо-восточную сторону кремля с Георгиевской башней, напротив которой начинается лестница, Георгиевский съезд и Верхне-Волжскую набережную.

Сюда можно приехать на своей машине (лучше в утренние часы, когда еще достаточно легко найти место для парковки). Еще проще — взять такси, которое доставит вас в любую точку и точно также охотно заберет из названного вами места.

Ближайшая станция метро — Горьковская. Но от нее до верхней площадки Чкаловской лестницы более 2 км. Однако на автобусе № 5 отсюда можно подъехать до нижних маршей лестницы (остановка “Катер “Герой”).

На площадь Минина и Пожарского, к которой прилегает памятник Чкалову и лестница, прибывает множество маршрутов наземного общественного транспорта. Но автобусы и маршрутки подъезжают с разных сторон, поэтому многие остановки значительно удалены от Верхне-Волжской набережной. Если вы не рассчитываете на продолжительную прогулку, это необходимо учитывать.

  • К нижним маршам Чкаловской лестницы до остановки “Катер “Герой”, кроме автобуса № 5 (Слобода Подновье — пл. Максима Горького), следуют маршрутки № т117 (из Автозаводского района), т42 (с улицы Космической через станцию метро “Автозаводская”).
  • От “Автозаводской” до памятника Чкалову идут автобус № 40, 58, маршрутки № т40, т69, т97.
  • С Московского вокзала (площадь Революции) следуют до верхней обзорной площадки Чкаловской лестницы автобусы № 4, 19, маршрутки № т2, т60, т69, т85, т90.
  • Через Верхние Печеры — автобус № 4, 45 (до Сормово), 52, маршрутный автобус № т2, т24, т90, т97.
  • Из Сормовского района до лестницы Чкалова следуют, кроме А45, автобус № 90, маршрутки № т24, т45, т90.
  • От метро “Пролетарская” до Чкаловской лестницы вы доедете маршрутным автобусом № т40, т60, т69, т97.

Если вы непременно хотите воспользоваться общественным транспортом для перемещения по Нижнему Новгороду, уточняйте подходящие маршруты у горожан. Схемы движения и маршруты регулярно обновляются: отменяются, переносятся, объединяются, добавляются новые. Актуальную информацию, как и цены на проезд, вы узнаете непосредственно на месте.


Рекомендации туристам

Чкаловская лестница, памятник Валерию Павловичу Чкалову и катер “Герой” — элементы масштабного исторического ансамбля площади Минина и Пожарского. Планируя их осмотр, рассчитывайте на значительную по продолжительности пешую прогулку.

Выберите удобную обувь — ходить потребуется много. В прохладный пасмурный день пригодятся непродуваемая куртка и зонт (у воды обычно прохладнее). В жаркую погоду непременно возьмите с собой головной убор и воду.  Справа от лестницы вы найдете спасительную тень в аллеях Александровского сада, но на самой лестнице и на смотровых площадках пространство открыто солнцу.

Лестница Чкалова не оборудована перилами, поэтому двигаться по ней достаточно сложно маленьким детям и пожилым людям. Имейте это ввиду, беря с собой на прогулку.

Смотровая площадка у памятника Чкалову и площадь Минина и Пожарского традиционно становятся стартовой точкой для экскурсий по городу. Подготовьтесь к этому заранее — и ваше знакомство с Нижним Новгородом ничто не омрачит.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0




Подписаться
Уведомить о
guest

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

4 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

Этот веб-сайт использует файлы cookie. Мы будем считать, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. ПринятьПодробнее

1
0
А что Вы думаете об этом? Ждем Ваш комментарий!x
Яндекс.Метрика