Что делать, если из Вашего офиса ушли с Вашими компьютерами
А в колоде козырей четыре масти,
Они давай хватать тузы и короли!
В прошлой статье (Что делать, если в ваш офис пришли с проверкой лицензий на программное обеспечение) рассказывалось, какие действия нужно совершить для соблюдения лицензионной чистоты использования программного обеспечения и для исключения возможности предъявления законных требований органов внутренних дел по данному вопросу. Основная задача, решение которой предлагалось в упомянутой статье – сохранение в физической целости и юридическом владении компьютерной техники как предмета материального мира (с точки зрения философии) и как основного средства (с точки зрения бухгалтерского учета).
Как уже говорилось ранее, сотрудники милиции имеют право изъятия компьютерной техники, на которой предположительно используется нелицензионный программный продукт. Данное процессуальное действие регламентируется нормами Федерального закона РФ № 144-ФЗ от 12.08.1995 г. «Об оперативно-розыскной деятельности» и Уголовно-процессуальным кодексом.
Предположим, что несмотря на соблюдение вами лицензионных требований всех правообладателей, ваша компьютерная техника изъята. Что делать в этом случае?
Ответ жестокий, но единственно верный – ничего не делать. Сидеть на стуле ровно. И ждать окончания судебного процесса и решения судьбы компьютеров, которые в рамках уголовного дела являются вещественными доказательствами и передаче подозреваемому не подлежат. Все действия нужно совершать до изъятия, во время изъятия и после окончания уголовного дела. Действия в отношении компьютерной техники в период после изъятия и до окончания уголовного преследования могут быть только внепроцессуальные – в рамках «позвоночного» права, и эти действия мы обсуждать не будем.
Действия до изъятия обсуждались в прошлом номере: это покупка и использование лицензионного программного обеспечения и документирование этого использования.
Действия во время изъятия: контроль за действиями сотрудников милиции с целью соблюдения законодательства всеми участниками оперативно-розыскного мероприятия. Этот блок обсуждался ранее, но не настолько подробно, насколько это нужно для целей настоящего исследования.
Действия после окончания уголовного преследования (независимо от оснований окончания): подача иска в суд о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями сотрудников органов внутренних дел. При условии, если действия эти мы действительно рассматриваем как незаконные и намереваемся убедить в этом суд, и что вред действительно причинен и мы настаиваем на его возмещении.
По этому плану и будем строить изложение.
Действия при проведении проверки соблюдения лицензионных требований и при изъятии компьютерной техники.
Проверить наличие постановления начальника ОВД или его заместителя, в котором должны присутствовать основания и цель проверки. Основаниями для осмотра и изъятия: производство по делам об административных правонарушениях, возбужденное уголовное дело, поручение или постановление следователя или органа дознания, указание прокурора или определение суда по административным и уголовным делам, находящимся в их производстве, запросы других органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Цель: обнаружение признаков преступления, предусмотренного ст. 146 Уголовного кодекса РФ.
Если постановление отсутствует, вежливо попросите сотрудников милиции удалиться. Всё, что они будут совершать далее, в конечном итоге будет квалифицировано либо как злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ) либо как превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ). Но квалификацию оставим на усмотрение прокуратуры. Нас интересуют экономические последствия.
Если постановление отсутствует, но у сотрудников ОВД имеется непреодолимое желание провести проверку и изъятие, они могут сослаться, что основанием для осмотра и изъятия являются сведения, ставшие известными органам внутренних дел, о признаках подготавливаемых, совершаемых или совершенных противоправных деяний или о лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших преступления. Таковая ссылка – весьма шаткое основание для перспективы уголовного дела, но достаточное основание для физического выноса вашей собственности.
При наличии подобной ссылки делайте все то, что было рекомендовано в прошлой статье: предъявите бухгалтерские документы, подтверждающие легальность приобретения программного обеспечения, предъявите наклейки, диски, «коробочки» и свободно распространяемые дистрибутивы.
Все это может подействовать на сотрудников милиции, которые могут принять решение об окончании проверки и выразить вам уважение за точное и неуклонное соблюдение социалистической законности. Но, как показывает практика (и позволяет теория) технику могут изъять невзирая на все ваши предварительные действия и последующие слова. Для того, чтобы максимально создать условия для усложнения последующего доказывания законности действий сотрудников власти, нужно правильно вести себя во время проверки. Что нам говорит по этому поводу закон?
Осмотр производится с участием понятых. Если для производства такого осмотра требуется продолжительное время или осмотр на месте затруднен, то предметы должны быть изъяты, упакованы, опечатаны, заверены подписями следователя и понятых на месте осмотра. Изъятию подлежат только те предметы, которые могут иметь отношение к уголовному делу. При этом в протоколе осмотра по возможности указываются индивидуальные признаки и особенности изымаемых предметов. Все обнаруженное и изъятое при осмотре должно быть предъявлено понятым, другим участникам осмотра. Осмотр помещения организации производится в присутствии представителя администрации соответствующей организации. При производстве осмотра и изъятия составляется протокол в соответствии с требованиями УПК РФ. В протоколе должно быть указано, в каком месте и при каких обстоятельствах были обнаружены предметы, документы или ценности, выданы они добровольно или изъяты принудительно. Все изымаемые предметы, документы и ценности должны быть перечислены с точным указанием их количества, меры, веса, индивидуальных признаков и по возможности стоимости. Если осмотр и изъятие производились в помещении организации, то копия протокола вручается под расписку представителю администрации соответствующей организации.
Как следует понимать закон применительно к интересующей нас ситуации? Отдаленная процессуальная цель отключения, упаковывания, опечатывания и изъятия компьютеров – признание их вещественными доказательствами с последующим направлением на экспертизу, которая призвана дать ответ на вопрос, насколько лицензионно программное обеспечение, на них используемое. В этом плане действия милиционеров законны, возражать против можно лишь указанием на лицензионную чистоту. Возражение это, тем не менее, не может служить основанием для противодействия изъятию, но необходимо для последующего доказывания законности вашей деятельности.
Протокол – самый важный и неповторимый документ. Порядок его составления, его форма и содержание послужат в дальнейшем достижению нашей глобальной цели – возмещению вреда, причиненного незаконными действиями сотрудников органов внутренних дел. Вред – понятие материальное, следовательно, чем более точно в протоколе описаны изымаемые предметы, тем более высока вероятность возмещения их стоимости в случае, если они возвращаются вам не в том виде, в каком были изъяты. Вывод ясен – как можно точнее описывать в протоколе изымаемую технику и как можно точнее указывать ее стоимость. Для бухгалтера – задача более чем выполнимая. На слова милиционеров о том, что составление протокола – их прерогатива, следует реагировать в соответствии с законом и здравым смыслом, а именно: да, составление прокола – ваша обязанность, но право внесения в него замечаний (причем в любом объеме) – наше право.
Еще одно неотъемлемое право – право на получение копии протокола. Данное право тоже можно и должно реализовать. Для объективности исследования следует заметить, что нередки случаи совершения ошибок в составлении протокола. Если вы или присутствующий при производстве мероприятия ваш юрисконсульт эти ошибки заметили, не следует сразу громко об этом заявлять. В ваших интересах правильное отражение только индивидуальных признаков и стоимости изымаемых вещей. Все остальные ошибки в протоколе – ваши будущие союзники, которые после помогут вам грамотно обжаловать действия милиционеров.
Итак, изъятие произошло, компьютеры вывезены, признаны вещественными доказательствами и направлены на экспертизу. Итог экспертизы – программное обеспечение легальное. Вывод – прекращение уголовного преследования. Вещественные доказательства подлежат возвращению собственнику. Но по возвращении дорогого вашему сердцу и балансу имущества вы обнаруживаете, что возвращено оно не в том виде, в каком изымалось. Теперь ваша задача – правильное отражение в протоколе количества, состояния и индивидуальных признаков возвращаемых вещей. Разница в содержании двух протоколов и необходима для обоснования иска о возмещении вреда.
Возмещение вреда в интересующем нас случае производится на основании статьи 1069 Гражданского кодекса РФ. Иск подается в суд общей юрисдикции по месту нахождения органа внутренних дел, производившего вышеописанные оперативно-розыскные и следственные мероприятия и действия. Содержания заявления в суд касаться не будем. Составлять его должен профессиональный юрист с учетом обстоятельств конкретного дела.
Но, кроме возмещения вреда, существует понятие предотвращения его причинения. Что вы теряете, когда изымается компьютерная техника? Правильно – информацию, содержащуюся на жестких дисках. Предотвращение потери данной информации состоит в ее еженедельном (как минимум) копировании на отдельные носители (CD или DVD-диски). Такие копии называются красивым английским словом «бэк-ап». Бэк-апы следует хранить отдельно от компьютеров, на которых они произведены. «Отдельно» — значит, в ином помещении, в ином здании, в ином районе. Чем далее резервная копия от основной, тем более гарантирована сохранность информации, на ней содержащейся. Кстати, делать этот «бэк-ап» можно автоматически, т.е. без участия человека. Для этого существуют специальные программы, например, «Хранитель».
Другая невосполнимая для бухгалтера потеря – ключ от 1С. Случай типичный – происходит изъятие компьютерной техники, бухгалтер в панике, про ключ забывает, при упаковке или перевозке системного блока ключ выпадает, в протоколе его наличие не отражено. Результат – никто, кроме бухгалтера, в потере ключа не виновен. Действия для предотвращения потери – вынуть ключ, когда выяснится, что изъятие системных блоков неизбежно. Если сотрудники ОВД потребуют присоединения его к изымаемым предметам, то настаивайте на занесении ключа в опись изымаемого имущества отдельной позицией. Причем стоимость ключа– это есть стоимость самой программы.
Итак, чем более добросовестно вы относитесь к соблюдению лицензионной дисциплины, чем чаще делаете резервные копии, чем трепетнее относитесь к имуществу своей фирмы, тем выше вероятность предотвращения вреда, а при его причинении – выше вероятность его возмещения.
Алексей Лазаренко