Ну, граждане, про то, что с появлением кино умрёт театр, мы уже слышали. И про то, что с появлением домашнего видео кино может писать завещание, тоже. Однако театры множатся и контрамарки по-прежнему «достают», премьеры блокбастеров собирают толпы, а газеты и журналы по-прежнему листают.
Поэтому всем, кто верит в то, что всегда найдутся желающие подержать в руках новенькие, пахнущие краской странички, пробежаться взглядом по текстовым колонкам и выразительным иллюстрациям, посвящается эта статья.
Вот захотелось вам газету (или журнал). Свою, родную, madе in, скажем, Среднеземск. Что делать, охота пуще неволи. Делаем! Вот краткое руководство по производству печатного СМИ.
1. Определяем аудиторию (круг читателей). Если вы не обладаете возможностями агентства новостей Рейтер, то рекомендуем всё-таки ограничить круг читателей. Скажем, садоводами или книголюбами, или нефтяниками, а может, джентльменами от 30 до 70…
2. Называем! (Помним цитату из «Капитана Врунгеля»!). Название желательно удобочитаемое, приличное, «незамыленное».
3. Если издание не для «узкого круга революционеров», а тираж больше 1000 экземпляров, то его нужно зарегистрировать в Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия или его территориальных органах в зависимости от территории распространения СМИ (РФ). Ждём где-то в течение месяца ответа.
4. А тем временем ищем хорошего верстальщика-дизайнера. А также авторов и редактора. Кстати, на первых порах достаточно двух человек – один пишет, второй рисует. И, пожалуйста, покажите сначала тексты хотя бы вашей учительнице русского или на каком вы там пишете. Если на профессионального корректора нет денег. Особенно хотелось бы порекомендовать данную меру тем, кто пишет на технические темы! И не доверяйте корректуру дизайнеру! У них профессиональная деформация – они знают только буквы и шрифты, процесс складывания букв в слова им чужд.
5. Рисуем и пишем сигнальный экземпляр и уже с ним – на поиски рекламодателей и спонсоров! Это один из важнейших аспектов. Рекламодатели нужны не только как источник денежных средств (этой роли за ними отрицать никак нельзя, она ключевая), но и как доказательства востребованности и легитимности вашего издания. Ведь не будет же компания *** публиковаться в какой-то отстойной газетёнке, верно, господа? Искушённый читатель осведомлён об этом, помните!
6. Далее – о печати. Найти типографию вашей мечты нелегко, но можно. Скорее всего, вы некоторое время будете находиться в поиске, обычно это 3-5 типографий. Стоимость печати – самый дорогой элемент в производстве не самого крупного издания. А качество нужно хорошее. Вы же понимаете, когда газету приятно взять в руки, читателей-почитателей прибавляется.
7. Вопрос современности – распространение. Не уповайте на то, что у вас сразу выстроится очередь купить или подписаться. Вряд ли. Потребности нынче гораздо меньше количества желающих их удовлетворить. Поэтому рекомендую на первых порах бесплатную доставку издания целевой аудитории. Приучите, что есть такая газета, а тогда и к подписке склоняйте, шантажируя тем, что читатель рискует не получить столь важный для него продукт, не обладая правами подписчика. Если ваше издание действительно станет за этот период важным элементом социокультурной сферы ваших читателей, будьте уверены, народ заплатит, а нет – извините, значит, делаете что-то не то.
8. И самое важное – обратная связь. Чтобы как раз понимать, то ли вы делаете, надо с народом читающим поддерживать тесные контакты любого рода. Звонить, спрашивать при любой возможности, проводить анкетирование и прочие мероприятия. Если говорят нелицеприятное – не обижаться, а стараться вырулить в тренд. Однако не увлекаясь, чтобы критика дяди Васи-сантехника из соседнего подъезда по поводу неудачно выбранной концепции айтишного журнала не повергла вас в депрессию.
Автор: Марина Бережнева