Как известно, невероятно важным для становления России в мировой экономике стало создание в ней целой судостроительной культуры. Это достижение создало благоприятные условия для организации взаимовыгодного сотрудничества нашей страны с зарубежными державами.
Петербург, что впрочем объяснимо при учете его статуса столицы, в 1704 году стал местом строительства крупнейших российских судостроительных верфей, получивших название Адмиралтейских. Находящиеся на левом берегу Невы они создавались под личным контролем великого русского императора Петра I, который видел в них ничто иное, как место строительства и ремонта доков, складов и, непосредственно, судов. Кроме этого, целеустремленность и настойчивость царя стали толчком для организации на территории верфей крупнейших на северо-западе России складов строительных материалов и снаряжения.
Центральным сооружением верфей считался Адмиралтейский дом, одноэтажное мазанковое здание, имеющее форму буквы «П». Во дворе этой постройки, выходящем на берег Невы, была сооружена небольшая башня со шпилем, украшенным корабликом-флюгером.
Уже в середине восемнадцатого века здание Адмиралтейства было решено сделать полностью каменным. Небольшие изменения в планировке коснулись только той самой башни, вследствие чего высота ее достигла 72 метров.
Очередное преобразование архитектурного комплекса было предпринято уже в начале девятнадцатого века. Причиной тому стала необходимость согласования облика Адмиралтейства с общим стилем архитектуры центра Петербурга. Вместо мазанковых построек были возведены два корпуса, общая длина главного фасада которых превысила четыреста метров. Шпиль на башне был сохранен, а прежний флюгер заменен на удивительной красоты кораблик, поверхность которого покрыта тонким слоем золота. Что поражает, внешне достаточно миниатюрный и воздушный этот символ города весит около 65 килограммов.
Общее оформление Адмиралтейства было решено выполнить посредством скульптур, изображающих героев морских мифов и легенд. К примеру, двадцати двух метровый горельеф обрамлен композицией «Заведение флота в России», изображающей Нептуна, передающего трезубец Петру Великому. Символизм этой сцены заключен в условной передачи власти над морской стихией русскому государю.
Также в девятнадцатом веке, а именно в 1874 году, передний двор Адмиралтейского ансамбля решено облагородить садом. Александровский сад сейчас — красивейшее место Северной Пальмиры, в пределах которого собраны великолепные памятники русским гениям — Лермонтову, Жуковскому, Гоголю, Глинке.
Поражающее своей грациозностью и величием здание Адмиралтейства, изначально служившее местом ремонта кораблей, в XIХ веке стало использоваться для дислокации Военно-морского штаба и Морского министерства. В 1832 году именно здесь было решено открыть Училище корабельной архитектуры, ныне называющееся Санкт-Петербургским Военно-морским инженерным институтом.
Все это лишь добавляет шарма и очарования поистине поражающему воображение Адмиралтейству, каждым выступом своим напоминающему о величии Российского государства, о неповторимом русском Духе, о мощи и уникальности русского народа. Такой заряд патриотизма и гордости за свою страну можно получить, пожалуй, только здесь, да еще в экскурсиях по Золотому Кольцу.
Студия "Визуал"