«Первое мая» – это для меня праздник детства… Мы, ребятишки кучковались стайками на улице, ожидая взрослых с демонстрации и, подпрыгивая на одной ножке, орали наперебой:
– Первое ма-ая,
Курица хрома-ая,
А петух с косой
Подавился колбасой!
Почему петух, почему курица? Почему «подавился колбасой»? Непонятно… Уже было тепло, и в приоткрытую дверь соседского дома было видно, как какая-нибудь соседская «тётя Паня» напекла целый тазик пирожков или хвороста, и поставила его на столе на веранде, прикрыв чистым полотенцем.
Наконец, к полудню пустынные улицы начинали заполняться возвращающимися с демонстрации взрослыми – нашими мамами, папами, дядями-тётями, и мы, сломя голову, бежали им навстречу.
А они – оживлённые и радостные, с просветлёнными лицами, дарили нам шоколадки, разноцветные воздушные шарики и маленькие красные флажки. На лацканах пиджаков у мужчин и на нарядных платьях женщин были приколоты шёлковые красные ленточки.
Потом, став старше, мы уже ходили на демонстрацию школой. Заранее, по заданию учителей, ставили дома в бутылки и банки с водой веточки деревьев, чтобы к демонстрации на них распустились молодые, клейкие листочки.
А мы ещё потом прикручивали к ним тонкими проволочками белые и розовые бумажные цветы, и когда мы, и без того юные, прекрасные и удивительные, шли колоннами через весь город с флагами и махали этими праздничными букетами – было полное впечатление, что вся кипень весенних садов выплеснулась на праздничные улицы.
Особенно, конечно, нам нравилось кричать «ура», проходя перед трибунами. И мы самозабвенно и громко горланили «Урра-ааа!» на очередной призыв кого-то из «отцов города». «Ура-а, ура-а, урра-ааа!» – прокатывалось каскадами громкоголосое эхо сначала на улицах и площадях всей нашей необъятной (как принято было выражаться) Родины, а потом ещё целый день звучало из динамиков и телевизоров во всех домах и квартирах…
Дома был обязательно торт и всякие вкусные разности, и снова по телевизору транслировались и наша городская демонстрация, и главный парад в Москве; и мы – гордые и счастливые, смотрели всё это в который раз, уплетая торт, и гордились до невозможности и своей страной, и «сплочённостью трудящихся», и нашей «оборонной мощью», демонстрируемой с экранов, и любовались парадами войск, танков, самолётов и шествующими чётко и красиво военными.
Долгие годы Первомай в СССР считался чуть ли не основным государственным праздником. Равным ему по значимости был, разве что, День Великой Октябрьской социалистической революции – 7 ноября.
В 1990 году, однако, Международный день солидарности трудящихся в Советском Союзе отметили в последний раз в истории страны, а руководство компартии в последний раз поднялось на трибуну Мавзолея, чтобы провести официальную первомайскую демонстрацию.
Позже, в 1992 году этот день в Росийской Федерации был переименован в праздник Весны и Труда, символизирующий уже просто весеннее пробуждение природы и торжество возрождения, не несущее какой-либо идеологической окраски. Демонстрации стали не в чести, но так как от всенародного праздника осталось в наследство целых два выходных дня, то большинство как трудящихся, так и нетрудящихся граждан с не меньшей радостью, чем когда-то со знамёнами и флагами на демонстрацию, устремились с полными сумками и рюкзаками в поля и леса на пикники, шашлыки и рыбалку.
Вот и в настоящее время майские праздники для россиян – это, прежде всего, возможность хорошо отдохнуть, походить по гостям, встретиться с родственниками и друзьями. В большинстве же стран мира, не изменяя старой традиции, Первомай отмечают как пролетарский праздник, ведь самый первый День международной солидарности трудящихся был проведён в 1890 году в память о забастовке чикагских рабочих 1 мая 1886 года.
Рабочие требовали 8-часового рабочего дня, но их выступление и демонстрация закончились трагично: столкновение с полицией привело к кровопролитию и массовым жертвам среди демонстрантов. Через три года после забастовки, в июле 1889-го Парижский конгресс II Интернационала принял решение о ежегодном проведении этого дня как символа непримиримой классовой борьбы и революции, который и был отмечен в 1890 году в Австро-Венгрии, Германии, Бельгии, Дании, США, Норвегии, Швеции, Франции, Италии, Испании и некоторых других государствах.
И по сей день праздник этот, как его ни назови – День солидарности трудящихся или День весны, День труда – считается одним из самых популярных и отмечается ежегодно во многих государствах мира и всех частях света, являясь нерабочим, праздничным днём. В каждой стране к основной, традиционной теме празднования добавляется что-то своё, национальное, уходящее корнями в историю и особенности народной культуры.
Так, например, обычаи празднования этого дня в странах Западной Европы интересны тем, что пролетарские атрибуты праздника там причудливо переплелись с отголосками народной языческой культуры, по традициям которой перед наступлением Вальпургиевой ночи – с 30 апреля на 1 мая – было принято украшать майское дерево.
Майское дерево, по языческим традициям – это просто-напросто деревянный столб (крашеный или без коры), с закрепленным наверху колесом, украшенным зелеными ветками, цветами и лентами семи цветов радуги. Столб и диск на его верхушке символизируют с одной стороны – мировую ось, вокруг которой вращается вселенная, а с другой стороны – мужское и женское начала, когда соединенные в одно, они (столб и диск) олицетворяют плодородие.
Символическое майское дерево устанавливается в центре деревни, и его необходимо охранять от похитителей, но украсть такое же дерево у соседней общины не возбраняется. Когда какой-то из сторон удаётся похитить дерево соседей, то начинается торг, и «прозевавшая» своё дерево сторона обязана угощать победителей.
«Первомайским деревом» может быть как столб, украшенный ленточками, бантиками и цветами, так и живое дерево, высаженное специально к празднику. Возле первомайского дерева затевается весёлое празднество: здесь едят и играют, зажигают фейерверки, танцуют и поют, водят вокруг дерева хороводы…
Бразильцы посвящают майские выходные не только традиционным собраниям компаниями, но и своему любимому развлечению – спорту: катанию на роликах, бегу, волейболу и, конечно же, всенародному любимцу – футболу.
По количеству выходных на майские праздники переплюнули всех китайцы. Хотя официальными выходными днями в КНР являются 1, 2 и 3 мая, «хитрые китайцы» отдыхают целых 7 дней за счет переноса других выходных. Так же, как и везде, где отмечают Первомай, народ, в первую очередь, радуется возможности отдохнуть где-то на природе, насладиться весенним солнышком; увидеться с близкими и друзьями; сходить в кино, театры и парки, где в эти дни проходят праздничные представления и концерты.
А в Финляндии Первомай – это прежде всего, праздник студентов. Веселые и шумные народные гулянья начинаются по всей Финляндии уже накануне – 30 апреля. Повсюду развешаны флаги и воздушные шары, звучит музыка, а студенты всех выпусков – и прошлых, и нынешних – надевают по традиции белые фуражки.
Сегодня каждый из нас по-своему отмечает 1 Мая – этот некогда идеологический праздник, но многие до сих пор помнят легендарный лозунг «МИР! ТРУД! МАЙ!» Так пусть же тот большой эмоциональный заряд, который вместили в себя эти слова, теперь приносит нам всем и мир, и май, и радость от труда! С праздником нас всех, с Первомаем!!!