Дисконтные карты
Дисконтные карты (от англ. discount — скидка) предоставляют определенные скидки и наиболее популярны как способ поощрения постоянных клиентов и привлечения новых. Дисконтная карта — это особый знак внимания, уважения к своему клиенту. Она позволяет получать ему скидки, льготы, привилегированное обслуживание. В свою очередь, предприятие, расширяя круг постоянных клиентов, повышает свой престиж, увеличивает объемы продаж и, соответственно, прибыль. Дисконтные карточки как средство рекламы уже давно получили широкое распространение. Человеку приятно носить в своем кошельке эстетически изготовленную и престижную, в понимании окружающих (с надписью «VIP» ), пластиковую карту. Дисконтную карту с успехом можно использовать в различных рекламных акциях, она является своеобразной визитной карточкой фирмы и одним из эффективных и достаточно дешевых способов рекламы.
Кроме «приручения» клиента, у дисконтной пластиковой карты есть еще одна, весьма важная миссия, которую, правда, многие компании предпочитают не афишировать. Подобные карточки представляют собой еще и великолепный инструмент для маркетинговых исследований. Если карточка оснащена магнитной полосой, то с ее помощью легко проследить всю историю клиента: к примеру, как часто он приходит в данный магазин, какие покупки являются постоянными, какие — случайными, какую сумму человек оставляет в магазине и т.п. Не надо тратиться на дорогостоящие исследования, достаточно лишь считать информацию с пластиковой карты.
Варианты построения отчетности для дисконтных программ:
«Бумажная технология»
Данный способ является самым простым и дешевым. Он основывается на технологии оплаты по банковским картам. Суть его в следующем: на дисконтных картах, как на банковских, эмбоссируется (от англ. еmboss — выбивать, чеканить) некая информация. Это может быть номер пластиковой карты, срок действия, Ф.И.О. владельца и пр. При оплате клиент предъявляет карту кассиру (продавцу). Кассир вставляет пластиковую карту в импринтер (устройство для переноса вытисненной информации на специальный самокопирующийся бумажный бланк) кладет сверху бланк и прокатывает каретку. При прокатке каретки информация с карты переносится на слип. После «прокатки» кассир заполняет слип с различными полями, после чего клиент расписывается на слипе. Каждый слип имеет свой уникальный номер, нанесенный типографским способом, и состоит из трех самокопирующихся слоев: первый отдается клиенту, второй остается в точке платежа, третий поступает в центральный офис для отчетности.
«Аппаратная технология кодированной идентификации»
Данный способ предназначен для автоматизации процессов предоставления скидок и учета. Использование компьютерных технологий позволяет создать любую прикладную программу для дисконтной системы. При этом вся информации о пластиковой карте (размер скидки, срок действия и пр.) хранится в базе данных системы, а пластиковая карта является ключом доступа к этой информации. Для построения системы можно использовать карты со штрих-кодом, пластиковые карты с магнитной полосой, пластиковые карты с микросхемой. Выбор того или иного типа карты обычно зависит от того, какое кассовое оборудование уже имеется в наличии. Например, если в кассовом оборудовании уже присутствует сканер, логично заказать карты со штрих кодом.
В минимальный состав системы входят компьютер, считыватель (сканер штрих кода, ридер (считыватель) магнитной полосы или устройство чтения/записи карт с микросхемой) и прикладное программное обеспечение. Существует достаточно много схем расчета скидок.
Рассмотрим наиболее известные:
Схема с «постоянной скидкой»
В данной схеме клиенту предоставляется одинаковая скидка на все покупки в течение некоторого срока (обычно — в течение года). Покупатель предъявляет пластиковую карту со штрих кодом кассиру. По базе данных проверяется ликвидность (срок действия) карты и на кассовый аппарат выдается соответствующая команда для перерасчета суммы оплаты. При этом информация о покупке по данной карте не сохраняется в базе.
Схема с «накопительной скидкой»
В данной схеме скидка рассчитывается при каждой покупке. Перерасчет производится на основании истории предыдущих покупок (вся история по покупкам хранится в базе данных системы). Схема перерасчета обычно следующая: если общая сумма покупок, включая текущую, превысила некий определенный лимит, размер скидки увеличивается. Такая схема работает, например, в сети магазинов «Кабинет».
Схема с «плавающей скидкой»
Данная схема обычно используется в системах, объединяющих разные компании. При этом каждая компания решает вопрос о скидках индивидуально. Например, в продуктовом магазине клиент может получить скидку в 5%, а в химчистке — 10%.
Предоплатные карты
Широкое распространение предоплатные карты получили в сфере современных коммуникаций — Интернет и телефонии. Покупая дешёвую по себестоимости карту оплаты, потребитель тем самым вносит аванс за будущее пользование той или иной услугой (выход в сеть Интернет, пользование сотовым телефоном, доступ к различным «интеллектуальным» телефонным услугам). Активация купленной услуги происходит с помощью пин-кода, напечатанного на карте и защищённого скретч-полосой. Таким образом предоплатные карты, позволяют существенно упростить процесс купли — продаж сетевых услуг.
Интернет — карты
Используются провайдерами Интернет — услуг (ISP) для организации бесконтрактного доступа в Интернет. Т.е. достаточно приобрести такую карточку и из любого компьютера можно выйти в Интернет. Как правило, под стираемой панелью расположен код доступа в сеть.
Телефонные карты
«Телефонные» карты — предназначены для предоплаты телефонных переговоров, так называемые prepaid-карты, обычно имеющие несколько номиналов. Чаще всего это карты со скретч-полосой и PIN-кодом, позволяющие пополнить свой счет за переговоры с любого телефона, имеющего тоновый набор. Наиболее распространенный вид «телефонных» карт — таксофонные, роль которых выполняют в основном карты с памятью и реже — карты с магнитной полосой. Карта обеспечивает не только предоплатную схему работы таксофона, но и служит надежной защитой от мошенничества. Кроме того, карта позволяет избавиться от расходов на поддержание обращения монет или жетонов, снизив, таким образом, издержки на обслуживание парка таксофонов.
Топливные карты
«Бензиновая» или топливная карта — это платежная карта, выпускаемая топливной компанией и/или владельцем сети АЗС, и предназначена для безналичного расчета за приобретаемое на автозаправочных станциях топливо, а также для оплаты товаров и услуг. Известно, что топливные карты — старейший тип небанковских карт. История их уходит в далекие 20-е годы ХХ века, когда нефтяные компании (в первую очередь имеющие бензозаправки) начали выпуск карточек, как средства предоставления кредита своим клиентам. Тогда карточки были металлические, с выдавленной на них информацией о клиенте. Сейчас карточки для АЗС — самостоятельная отрасль пластиковых карт, использующая самые последние технологические достижения в этой области. Система же топливных карт широко применяется на заправочных станциях всего мира. Так же на этом рынке широко распространены дисконтные топливные карты.
Дисконтная система на АЗС.
Дисконтная система — надежный инструмент стабилизации и увеличения объема продаж топлива на АЗС. Предоставление скидок в розничной торговле является широко распространенной практикой, направленной на удержание постоянных клиентов и привлечение новых. Как правило, объем продаж при правильной организации системы и эффективном ведении дисконтной программы увеличивается более чем на 20% в течение определенного периода. В последнее время скидочные, или дисконтные программы, также стали активно применять владельцы АЗС. Как показывает практика, в погоне даже за небольшой разницей в цене (всего несколько копеек) водитель-частник готов ехать на другой конец города. Будьте уверены, что о своей выгодной заправке он расскажет знакомым, а они не преминут воспользоваться выгодной ценой. Основными целями применения дисконтной системы на АЗС являются стабилизация и увеличение объёма продаж. Как показывает практика, после внедрения подобной системы, объём продаж в сети АЗС увеличивается до 20%.
Система безналичных расчётов на АЗС
Создание системы безналичных расчетов на основе смарт-карт и управление такой системой позволяет добиться:
Значительного увеличения оборотных средств за счет получения предоплаты от покупателей топлива и услуг АЗС.
Увеличения объема реализации топлива и услуг АЗС за счет:
Привлечения физических лиц посредством:
Программ лояльности (дисконт, бонусы)
Предоставления дополнительных услуг по картам (магазин, мойка, шиномонтаж и т.д.)
Привлечения юридических лиц посредством:
Программ лояльности (дисконт, бонусы)
Подробной отчетности и бухгалтерской документации по заправкам автотранспорта
Идентификационные карты
Идентификационными картами называют выполненные в виде пластиковых карт документы, которые позволяют удостоверять личность человека, как гражданина, жителя определенного региона, работника некоего предприятия. Также в виде идентификационных карт могут быть изготовлены водительские права, разрешение на ношение оружия, удостоверения на право получения различных видов льгот или медицинское обслуживание и т.п. Такие карты имеют, как правило, фотографию владельца, его фамилию имя отчество, дату рождения, дату выдачи и окончания срока действия, специальные номера и служебные отметки.
Обычно производство идентификационных карт состоит из двух частей:
Изготовление заготовки (бланка) в виде ламинированной пластиковой карты с нанесенным полиграфическим изображением, включающим общие элементы, поля для нанесения фотографии и других переменных данных;
Персонализация заготовки термопринтером, т.е. нанесение фотографии и информации о владельце карты.
Идентификационные карты могут играть роль ключей-идентификаторов, которые выдаются пользователям системы автоматизированного контроля доступа (access control). Наибольшее распространение в сфере управления доступом получили магнитные карты, карты с защищенным штрих-кодом и proximity-карты (бесконтактные). Proximity-карты являются на сегодняшний день наиболее прогрессивным вариантом, с точки зрения удобства эксплуатации и срока службы.
Помимо функции повышения безопасности, наличие идентификационных карт упрощает процесс общения и делает пребывание посетителей или клиентов в учреждении более комфортным. Например, покупателю супермаркета, ищущего к кому бы обратиться за консультацией, легко понять по идентификационной карте, что перед ним продавец, уборщица или сотрудник охраны. Если посетитель забыл или не расслышал имя представленного ему сотрудника, он избежит неловкости, просто взглянув на карту.
Наличие идентификационной карты — признак солидности фирмы и уважения к своим клиентам.