Борьба с «серым» импортом: введение маркировки для велосипедов и велорам
Коронавирусная пандемия удивительным образом повлияла на самые разнообразные отрасли жизни человеческой и всего общества в целом. Если ранее велосипедисты были довольно мало распространены в городской среде, то с ростом цен на топливо и повышением цен на техническое обслуживание автотранспорта, необходимость в быстром и мобильном транспорте, которое не требует специальных навыков вождения и способно кардинально изменить скорость передвижения быстро вернули велосипеды в ранг постоянных транспортных средств.
Рост спроса — увеличение импорта
Только за 2020 год велоотрасль в среднем испытала десятипроцентный подъём спроса — что и говорить о 2021 году. Нынче мало кто удивляется электровелосипедам и курьерам, которые довольно резво и порой даже излишне лихо рассекают с ними, перевозя доставку еды или документов. Поэтому многие поставщики велосипедов решили попытаться обойти импортные ограничения и снизить издержки на налоговые сборы путём провоза сваренных за рубежом велосипедных рам под видом металлопроката. Другие магазины стали закупать велосипеды по частям и собирать их уже на месте.
Государство отреагировало на это законопроектом и пилотной маркировкой как целых велобайков, так и их рам. В дальнейшем и магазинам, и крупным торговым сетям придётся в обязательном порядке отслеживать поступление — и продажу велотоваров.
Какие велосипеды должны маркироваться?
В перечень товаров, которые подлежат обязательной маркировке, входят как электровелы или велоколяски, так и тандемы, грузовые велосипеды, детские трёхколёсные и взрослые — а также рамы для них. Исключений нет — обязательная маркировка велосипедов вводится для всех разновидностей такого транспорта, которые будут продаваться в розничных, мелкооптовых и крупнооптовых сетях.
Какова цель введения маркировки?
Здесь существуют два кардинально отличных мнения. Одно, официальное, гласит, что при помощи обязательной каталогизации велопродукции будет вестись борьба с подделками, некачественным товаром и ввозимыми комплектами для сбора велосипеда. Притом отмечается, что инициатива введения обязательных марок для отметки лицензионного товара шла не только от правительства, но и от крупных поставщиков.
С другой стороны, большинство ритейлеров придерживаются мнения, что подделывать этот вид товара нерентабельно, а повышенный интерес связан прежде всего с увеличением прибыли с продаж и желанием ввести дополнительные контролирующие механизмы — причём деньги за маркировку пойдут не столько в государственную казну, сколько компаниям, которые реализуют эти марки и технические средства проверки и отпуска такого товара.
Что для неё необходимо?
- Электронная подпись, которая заверена государством — усиленная квалифицированная ЭЦП, или УКЭП.
- При помощи полученной УКЭП зарегистрироваться в онлайн-системе «Честный знак»
- Получить доступ к электронному документообороту, чтобы иметь возможность работать с маркировкой.
- Дополнительно согласовать с налоговой передачу кодов маркировки в Честный знак.
- Удостовериться, что касса поддерживает формат ФФД 1.2 — и способна проверять код маркировки.
- Проверить, что работу с маркировкой поддерживает кассовое и учётное ПО.
Из оборудования для работы с маркировкой вам потребуется:
- Сканер штрихкодов 2D — проверьте, что он поддерживает коды маркировки.
- Терминал сбора данных для приёма маркированного товара и удобной работы с ним.
- Онлайн-касса, которая поддерживает выбытие: или обновите ПО старой, или замените её.
Каковы сроки маркировки?
В настоящее время проект всё ещё на стадии регистрации продавцов и поставщиков в системе обязательной маркировки. С первого февраля 2022 года нанесение марок станет обязательным для всех велотоваров, а до первого мая 2022 года должны быть промаркированы остатки с прошлых товара годов.
Алекс Ш. (GL)