Разговор о "сотовом этикете" многим может показаться надуманным... До тех пор, пока чужой мобильник не начнет звенеть во время деловой встречи, в театре или кино.
Правила, как известно, бывают двух видов -- те, которые нужно выполнять и те, которые нужно выполнять на самом деле. К какой категории отнести перечисленные ниже нормы этикета -- дело ваше. Пока ваше. Ведь если ничего не изменится, появление законов, регулирующих поведение в этой области, не заставит себя ждать.
Правило 1. Не следует отвечать на телефонный звонок во время деловой встречи. Будь то собеседование, разговор с сотрудниками или подчинёнными -- никогда не нужно показывать, что вы недостаточно цените их время и внимание. По данным опросов, 43% американцев выключают в ресторанах свои сотовые телефоны, ещё 24% полагаются на голосовую почту.
Правило 2. Пользоваться мобильным телефонов во время вождения автомобиля без специальной гарнитуры hands free небезопасно. Здравомыслящий человек не станет держать в руках телефон, когда у него и без того заняты руки, а ситуация требует концентрации внимания.
К тому же среди гула машин и дорожной суеты трудно принять важное решение. Легче выключить телефон или не отвечать на звонок. В крайнем случае, можно припарковаться где-нибудь и наговориться вдоволь.
Согласно отчёту Национальной ассоциации законодательных органов штатов (США), беспроводные телекоммуникационные технологии быстро становятся серьёзной проблемой для безопасности на дорогах. 76% американцев пользуются сотовыми телефонами в автомобилях. В Америке уже разрабатываются специальные правила, ограничивающие использование мобильной связи за рулем. Использование наушников позволяет в большей степени сосредоточиться на дороге.
Правило 3. Не нужно разговаривать по "ручнику" в библиотеках, музеях, театрах и кинотеатрах, в ожидании приема у врача, а также в местах религиозного поклонения (разумеется, не только вашей конфессии) и прочих закрытых общественных помещениях, таких, например, как отделение скорой помощи. Да и в автобусах громкий эмоциональный разговор не всегда уместен.
В Соединённых Штатах накал страстей вокруг идеи создания в ресторанах специальных зон, где нельзя пользоваться сотовыми телефонами, сравним со спорами вокруг запрета курения в общественных местах. Большинство американцев предпочло бы избавить себя от излишнего шума.
Правило 4. Вы поступите вежливо, если не будете выбирать для сигнала звонка громкую и раздражающую музыку. Это может быть вредно не только для концентрации внимания (вашей и окружающих людей), но и для барабанных перепонок.
Правило 5. Не всё сразу! Без крайней необходимости не принимайте звонков, делая покупки и т.п. Помните, каждый человек, с которым вы общаетесь, заслуживает вашего полного внимания. Иначе вас просто могут неправильно понять. Не пытайтесь одновременно договариваться о помолвке и покупать билет на самолёт. Только очередь задержите. Ненужный разговор, в ненужном месте, в ненужное время... Кому это надо?
Правило 6. Все совещания, особенно организованные при помощи сотовой связи, нужно вести по деловому точно и, по возможности, не тратя лишнего времени. Помните, что есть вещи, которых окружающим слышать не обязательно. Некоторые истории, проблемы и конфликты вовсе не стоит афишировать. Неумение разобраться в обстановке может привести к печальным последствиям. Стоит ли ставить сделки и планы под угрозу без всякой необходимости?
Правило 7. В шумных местах пользуйтесь наушниками. Устройство это несложное и удобное.
Правило 8. Скажите звонящему, где вы находитесь, чтобы он мог предвидеть возможное отключение или отвлечение вашего внимания. А если ждёте важного звонка -- выбирайте тихое, спокойное место. Будет неприятно, если придётся решать вопрос жизни и смерти, протискиваясь через толпу в коридоре. Тем более что в таком случае вам будет несравненно труднее показать свою деловую хватку.
Правило 9. Уважайте правила. Когда в учреждении или в самолете вас просят воздержаться от использования сотовых телефонов, не делайте вид, что ничего не слышали. Нет -- значит нет.
Правило 10. Выше голову! Смотреть желательно не только под ноги, но и по сторонам. Вокруг каждого человека существует личное пространство -- не вторгайтесь в него во время разговора. Следите за тем, насколько близко вы подошли к стоящему рядом. Культурный владелец сотового телефона не станет во время разговора без большой необходимости подходить ближе 3-6 метров к людям, которые не горят желанием вникать в его дела. По той же причине не стоит принимать звонков в лифте. Если подходящего места нет, то важный разговор лучше вообще не начинать. Внимание к окружающим -- признак хорошего тона. Понаблюдайте, как люди относятся к человеку, громко и не по делу говорящему по "мобильнику". Хотите оказаться на его месте?
Правило 11. Кричать в телефон не стоит. Особенно если речь идёт о вашей личной жизни или бизнесе. Говорите тихо и мягко, ведь микрофон у большинства сотовых телефонов очень чувствителен. Старайтесь привлекать к себе как можно меньше внимания. Времена, когда сотовый был чем-то диковинным, давно прошли, вряд ли вам удастся кого-то удивить. Некоторым людям, правда, просто не по силам говорить по телефону нормальным голосом. Возможно, они подсознательно испытывают страх что, их плохо слышат. Но это все же не повод в два и более раз повышать нагрузку на свои голосовые связки и, соответственно, чужие уши.
Правило 12. Брать сотовый телефон на свидание -- это всё равно, что назначить свидание в офисе! Не делайте этого. Сейчас мобильник не может произвести на кого-то неизгладимое впечатление. Вы бы еще факс с собой захватили! Ну а если уж на этот же час у вас назначен важный разговор -- предупредите её заранее. И не говорите за столом -- нужно извиниться и выйти. Если вы все-таки взяли на свидание телефон, а серьёзного звонка не ждёте, то лучше выключить эту опасную машину. Не позволяете телефону мешать вашей жизни, ведь он призван помогать ей!
Итак, правила известны. Кому-то они покажутся простыми. Кому-то невыполнимыми. Наверное, мы всё-таки освоим их -- рано или поздно.
И еще одно замечание. Никто не запрещал использовать для разговоров обычный телефон. В Америке 46% опрошенных пользуются сотовыми телефонами лишь для 10% своих звонков.