В США и Великобритании начались знаменитые предновогодние распродажи, в ходе которых магазины зарабатывают до 50% своей годовой прибыли. Стремление воспользоваться рекордными скидками привело к человеческим жертвам: работник одного из торговых центров был затоптан, а двое покупателей застрелили друг друга из-за игрушки. Рост продаж в «черную пятницу» по сравнению с прошлым годом свидетельствует, что американцы не ограничивают свою страсть к потреблению даже в условиях кризиса.
Первый день традиционного американского праздничного шопинга, носящий довольно мрачное название – «черная пятница», в этом году ознаменовался трагическими событиями – лихорадка беспрецедентных скидок уже принесла США три жертвы любителей сэкономить.
«По свидетельству очевидцев, по упавшему сотруднику прошли не меньше двухсот человек»
В давке во время распродажи в магазине Wal-Mart на Лонг-Айленде погиб сотрудник магазина. 34-летний мужчина, работавший в ночную смену, попытался сдержать в дверях толпу покупателей, ворвавшуюся в магазин, который открылся в пять утра, однако был сбит с ног и растоптан. По свидетельству очевидцев, по упавшему сотруднику прошли не меньше двухсот человек. В той же давке пострадали еще четыре человека, в том числе беременная женщина, которые были госпитализированы.
Еще более ужасающий в своей нелепости случай произошел на юге Калифорнии, в городе Палм-Дезерт, в магазине игрушек. Там двое мужчин погибли, выстрелив друг в друга из пистолетов. Очевидцы утверждают, что они не поделили одну из игрушек, оставшуюся последней в своей ценовой категории.
Не отставали и жители туманного Альбиона. Газета Daily Telegraph сообщила, что в магазине Next на знаменитой лондонской торговой улице Оксфорд-стрит покупатели спорили и выдергивали друг у друга из рук подешевевшие свитера и джинсы. А в магазинах этой же сети в Бирмингеме несколько женщин получили травмы и упали в обморок, пробиваясь к стойкам с уцененными вещами. Служба «скорой помощи» графства Уэст-Мидлендс трижды получала вызовы в связи с инцидентами на распродажах.
Отметим, что подобные случаи не так уж редки в западных странах, несмотря на привычное представление о финансовом благополучии этих стран и очевидную абсурдность происходящего. Например, в июне этого года в центре Лондона произошла массовая давка в магазине Primark, принесшая травмы нескольким десяткам покупателей и продавцам. Утихомиривать толпу, привлеченную обещанием продажи товаров по единой цене в 1 фунт стерлингов, пришлось даже конной полиции.
А в 2005 году в лондонском же пригороде Эдмондтон при открытии магазина IKEA собралось более 6 тыс. покупателей, желающих приобрести диван за 45 фунтов стерлингов. Не менее 20 человек тогда получили травмы, а магазин был вынужден закрыться, проработав всего 30 минут.
И все же именно «черная пятница» известна как самый ажиотажный день для любителей сэкономить. В этом году она уже принесла США 11 млрд долларов. Покупателями стали почти 130 млн человек, повышенной активностью отличились жители южных штатов. Начало праздничного шопинга показало, что особым спросом пользуются электроника, текстиль, ювелирные украшения средней ценовой ниши и дорогие игрушки. Вообще же, по статистике, в «черную пятницу» магазины США получают от 20% до 50% своей годовой выручки. А граждане Соединенного Королевства, по подсчетам Британского консорциума розничной торговли, в среднем 27 декабря тратили на распродажах 800 фунтов в секунду.
Также в этом году «черная пятница» находилась под особым вниманием финансовых аналитиков. Дело в том, что предновогодняя распродажа уже много лет рассматривается как один из наиболее точных индикаторов потребительской активности, а та, в свою очередь, характеризует общее состояние экономики.
Многие эксперты ожидали, что в связи с глобальным экономическим кризисом, показатели продаж останутся на прежнем уровне или упадут по сравнению с прошлым годом. Однако, по первым данным аналитической компании ShopperTrak, которая отслеживает количество покупателей, розничные продажи в минувшую пятницу выросли на 3%, сообщает РИА «Новости».
Это, конечно, значительно меньше роста прошлого года, когда увеличение продаж по сравнению с 2006 годом составило целых 8,3%, да и скидки во многих магазинах в этом году доходили до рекордных 75%, но необходимо также учитывать, что последние два квартала в США наблюдалась рецессия. Таким образом, можно констатировать, что, несмотря на общую депрессию в экономике, американцы, похоже, не настроены лишать себя излюбленной страсти к праздничному потреблению.
Добавим также, что свое мрачное название этот день приобрел не после массовой гибели людей в давке за товарами. Раньше после этого дня продавцы подводили предварительный годовой баланс, и если он достаточно высокий, то по традиции отчеты составлялись черными чернилами, а если низкий – красными. И хотя красные и черные чернила уже остались в далеком прошлом, обозначение прибыльных и не очень прибыльных дней как «черных» и «красных» в США сохраняется.2008г.