Рубль осенью переживает очередной виток снижения, теряя позиции на фоне высоких геополитических рисков и падения цен на нефть. Кроме того, на валютном рынке нарастают опасения дефицита иностранной валюты: по оценке участников рынка, российским компаниям до конца года необходимо найти более 100 миллиардов долларов на погашение внешних долгов и процентов. Пик выплат придется на ноябрь.
"На курс рубля, конечно, влияет цена на нефть, но хочу особо подчеркнуть,?что эти все факторы действуют в ограниченный период времени. Если говорить о цене на нефть, то, если посмотреть на историю, у нас были периоды, когда цена на нефть падала, и все думают, что она будет падать долго, вечно. Но происходит перелом — кстати, никто никогда не знает, когда этот перелом происходит, — и цена идет вверх, и это, конечно, влияет и на курс валюты", — сказала Набиуллина в эфире программы "Воскресное время" на Первом канале.
По ее словам, задача регулятора заключается в том, чтобы изменение курса валют не трансформировалось в инфляцию. "Это наша задача — снимать инфляцию, несмотря на то, что идет такая динамика курса, потому что курс может двигаться под воздействием этих причин которые часто и от нас не зависят. Для нас важно чтобы сбережения людей, зарплата не "разъедалась" инфляцией", — указала она. Ранее регулятор обнародовал обновленный проект основных направлений денежно-кредитной политики (ДКП) на 2015-2017 годы, где признал угрозы для российской экономики от продолжительного снижения цен на нефть и усиления оттока капитала.
В конце сентября Набиуллина заявила, что регулятор разрабатывает стрессовый сценарий развития экономики, который предполагает еще более глубокое падение цен на нефть — до 60 долларов за баррель. В этом случае, пишет ЦБ, ослабление рубля ускорится, а экономическая активность снизится "вплоть до отрицательных темпов роста экономики". Тем не менее регулятор неоднократно заявлял, что сохраняет намерения по инфляционному таргетированию и переходу к плавающему валютному курсу с 2015 года.