Традиционно октябрь – это сезон смены гардероба, ремонтов в квартирах и домах, то есть хорошее время для покупок непродовольственных товаров. Впрочем, не в 2014 году. В октябре 2014-го нижегородцы резко сократили приобретение непродовольственных товаров, при этом товары продовольственные покупали на прежнем уровне. Куда же ушла довольно приличная денежная масса?
Ситуация была изучена с помощью блиц-опроса, и оказалось, что каждый пятый нижегородец в октябре тратил деньги на покупку иностранной валюты, со слов респондентов «на всякий случай». Информационная кампания о тяжелых взаимоотношениях российского рубля с курсом доллара и евро сделала свое дело. Респонденты сообщали о том, что прекрасно помнят о «черном вторнике» и прочих денежных «реформах, девальвациях и деноминациях», поэтому без тени сомнений меняли рубли на иностранную валюту. Многие расставались и с рублевыми вкладами в банках, перекладывая свои теперь уже валютные сбережения в свои собственные «домашние банки». Угадали ли они с подобной конвертацией-консервацией – покажет время.
Впрочем, информационный пресс о санкциях, банковских кризисах и дефолтах никак не повлиял на потребительские традиции в продовольственной сфере. Есть меньше не стали, а продуктовый набор по сравнению с сентябрем почти не изменился – в лидерах молоко, кефир, йогурты, куриное яйцо, макаронные изделия, крупы. Среди круп немного выросли покупки гречи (причина со слов респондентов — в слухах о плохом урожае и скором подорожании). Среди фруктов и овощей лидерство за яблоками, огурцами и томатами.
В алкогольном сегменте, несмотря на похолодание, слегка выросло потребление пива. Далее идут водка и игристые вина. Тренд последних шести месяцев – потребление игристых вин (шампанского) в доле общего потребления спиртных напитков демонстрирует устойчивый рост. Месяц за месяцем этот атрибут праздника становится все более частым гостем за обычным «непраздничным» столом. В следующем месяце «феномен шампанского» будет изучен при помощи потребительского блиц-опроса.
Напомним, что средний чек – это сумма всех совершенных покупок за определенный период времени, разделенная на количество чеков за тот же период. Средний чек является объективным показателем соотношения двух граней потребления: уровня потребительских цен в регионе и уровня достатка населения.
Динамика изменений величины среднего чека в Нижегородской области:
Месяц Средний чек (в рублях) за 2014 год
Январь 611
Февраль 582
Март 593
Апрель 601
Май 611
Июнь 606
Июль 593
Август 613
Сентябрь 600
Октябрь 595