— Мы просим МИД предоставить дополнительную развернутую информацию о том, как используется взнос РФ в бюджет Совета Европы. Бюджет этого года уже был сформирован в предыдущем году, и он не обсуждается, потому что является безотзывным, но взнос на 2016 и последующие годы — тема, к которой так или иначе предстоит возвращаться. Не предвосхищая будущих решений, мы должны понимать, что означают те или иные возможности, которыми обладает Россия, — заявил Константин Косачев.
В связи с нынешним скандалом в ПАСЕ, где российскую делегацию опять лишили права голоса, он вспомнил один курьез из своей практики, когда в 2008 году занимался «грузинским досье» по ситуации с Южной Осетией и Абхазией.
— Я с удивлением узнал, что зарплата судьи от Грузии в Европейском суде по правам человека больше, чем национальный взнос Грузии в бюджет Совета Европы. Я уверен, что есть много других случаев, когда за наши деньги существуют представители ряда национальных делегаций, которые паразитируют на российской теме и работают против нас, — полагает Константин Косачев.
По его словам, то, что происходило на полях январской сессии ПАСЕ в отношении делегации РФ, выходит за рамки деятельности ПАСЕ и Совета Европы, а также кризиса на Украине. Константин Косачев убежден, что эта ситуация носит системный, геополитический характер, который выражается в планомерных попытках ограничить право России на собственное мнение относительно того, как должен быть устроен мир и на каких принципах в этом мире должны существовать те или иные государства.
Напомним, что делегация РФ, как и в 2014 году, досрочно покинула Страсбург 28 января, после того как ПАСЕ приняла антироссийскую резолюцию, осуждающую РФ за присоединение Крыма и оказание гуманитарной помощи юго-востоку Украины, а также вновь ограничила ее в правах, в том числе лишив права голоса. Как заявил тогда глава делегации, председатель комитета по международным делам Госдумы Алексей Пушков, с этого дня Россия отказывается принимать участие в деятельности ПАСЕ до конца 2015 года, а также контактировать с представителями ассамблеи по всем вопросам, включая украинский политический кризис.
Тогда парламентарий отметил, что вопрос об участии России в Совете Европы будет рассматриваться в конце 2015 года в зависимости от политической ситуации, которая будет складываться. При этом он подчеркнул, что «до сих пор в России не допускали возможности выхода из Совета Европы», но это решение ПАСЕ по России «ставит такую возможность на повестку дня». Отметим, что о возможном выходе России из Совета Европы заявляли оба спикера российского парламента — Сергей Нарышкин и Валентина Матвиенко.
Как рассказали «Известиям» в Совете Федерации, сейчас этот вопрос переходит в сферу полномочий администрации президента и главы государства, за которым окончательное решение.
— Давайте направим этот взнос на гуманитарную помощь Донецкой и Луганской республикам. Возможно, это надо сделать даже публично. Хотя я прекрасно понимаю, что в этом вопросе есть сложности, мы не должны захлопывать дверь раз и навсегда, но, возможно, один раз это имеет смысл сделать, — поддерживает Константина Косачева сенатор от Крыма Сергей Цеков, возмущенный таким отношением европейцев к России и его родному региону, настроения жителей которого не понимают в Европе.
Но больше всех финансированием ПАСЕ Россией возмущены в КПРФ, лидер которой Генадий Зюганов на последней январской сессии ассамблеи подвергся нападению прямо на охраняемой территории Совета Европы в Страсбурге.
— ПАСЕ была хорошей задумкой как организация, в том числе призванная защищать права человека и демократию. Но, к сожалению, то, что сегодня мы наблюдаем в отношении России, не укладывается ни в какие рамки. Нас там держат за изгоев и недотеп, не имеющих представление о демократии. Но они сами принимают решение на основании не фактов, а эмоций, что само по себе для такой организации недопустимо, — заявил «Известиям» зампред ЦК КПРФ, депутат Госдумы Валерий Рашкин, убежденный, что РФ нужно покинуть эту организацию, а сэкономленные деньги отправить на благотворительность.