Заседание Общественно-консультативного совета при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области 19.03.2015 анализировало тему развития конкуренции на рынке нестационарной торговли. Это важно в ситуации, когда доля импортных продуктов на полках магазинов сократилась, а тенденцию импортозамещения сдерживает ограничивающая сельхозпроизводителей недостаточная развитость структуры. Аграриям приходится бороться за доступ в торговые сети, соглашаясь на не всегда выгодные условия поставок. Как выстроить схему полноценных и прозрачных отношений между сельхозпроизводителями, поставщиками, торговлей и конечными покупателями?
Главное в нынешней непростой ситуации – обеспечить баланс интересов для всех участников продовольственного рынка – от производителей до покупателей, полагает руководитель Нижегородского УФАС России Михаил Теодорович. Нужно создать систему, которая будет обеспечивать стабильную доставку потребителю недорогих и приемлемых по соотношению «цена-качество» товаров. Создание большего количества площадок нестационарной торговли будет способствовать сбыту продукции, выращенной аграриями. Развитие торговли всех видов, включая ярмарки и рынки, облегчит положение не только для поставщиков, ограниченных в отношении доступа к стационарным торговым объектам.
Первым шагом к возрождению мелкорозничной торговли могут стать продовольственные ярмарки выходного дня, которые организует горадминистрация, согласен начальник Управления развития потребительского рынка и предпринимательства департамента экономического развития администрации Нижнего Новгорода Вадим Власов. Министерство сельского хозяйства Нижегородской области ведет переговоры с фермерами и сельхозпредприятиями, убеждая их привозить свою продукцию в Нижний Новгород. С сельхозпроизводителей не будут взимать арендную плату, обеспечивая уборку и охрану за свой счет. За каждой ярмаркой закреплен ответственный работник районной администрации, которому посетители или продавцы смогут сообщить о каких-либо нарушениях.
Общественно-консультативный совет принял решение направить ряд рекомендаций в администрацию города и оперативный штаб Нижегородской области по мониторингу и реагированию на изменение конъюнктуры продовольственных рынков.
По мнению Совета, целесообразно внести изменения в схему размещения нестационарных торговых объектов, позволяющих располагать такие объекты на территориях, выделяемых для ярмарок выходного дня и на торговых площадках, организуемых в рамках реализации постановления Правительства Российской Федерации «По реализации указа Президента Российской Федерации от 06 августа 2014 г. № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации».
Необходимо развивать географию размещения новых нестационарных объектов в направлении обеспечения удобства и доступности для потенциальных продавцов и покупателей. Следует проработать схему размещения мест для передвижных торговых точек с системой временного их подключения к инженерным сетям.
Необходимо также уточнить правовой механизм взаимодействия между администрацией города и продавцами, обеспечивающий соблюдение законных прав посетителей этих торговых площадок. Целесообразно привлекать продавцов, не являющихся производителями и переработчиками сельхозпродукции, а также рассмотреть вопрос о возможности использования существующих товаропроводящих путей для расширения предложения на таких торговых площадках.
Не менее важно организовать информирование потенциальных покупателей об открытии выставок и ярмарок выходного дня с тем, чтобы обеспечить покупательский трафик для создаваемых торговых площадок на уровне, достаточном для достижения их рентабельности.
Нижегородскому УФАС Совет рекомендовал организовать необходимое взаимодействие с оперативным штабом Нижегородской области по мониторингу и реагированию на изменение конъюнктуры продовольственных рынков, администрацией г.Н.Новгорода, в целях оказания содействия в обеспечении соответствия принимаемых решений нормам и требованиям антимонопольного законодательства.
По мнению Общественно-консультативного совета, предлагаемые изменения будут способствовать расширению предложения доступной по цене продукции, в первую очередь, тем категориям граждан, для которых вопрос цены имеет решающее значение. В результате выиграют все – производители, поставщики, продавцы, и, главное, покупатели.
По состоянию на 03.03.2015 на территории Нижнего Новгорода действовал один универсальный розничный рынок («ТСЦ «»Автозаводский» на ул. Плотникова, 4а) и 10 сельскохозяйственных розничных рынков («Мончегорский» ул. Маковского, 17; «Южный» ул. Ст. Производственников, 22; «Березовский» Московское шоссе,142 а; «Центральный» ул. Чкалова, 4; «Сортировка» ул. Электровозная, 22; «Поволжье» ул. Кузбасская, 5; «Молитовка», ул. Ак. Баха, «Бурнаковский» ул. Бурнаковская, 30; «Средной рынок» ул.Костина,13; «Мытный рынок» ул.Б.Покровская, 2). А также Две ярмарки: в Ленинском районе пр.Ленина,39 и Советском – «Рынок Народный» ул.Генерала Ивлиева.
В соответствии с поручением губернатора администрация Нижнего Новгорода приняла постановление об открытии 20 ярмарок выходного дня, из которых три уже принимают первых покупателей.