Роскошный образ жизни российских богачей в британской столице шокировал даже местное население: в 2013 году на местном телевидении вышел документальный сериал о наших сверхобеспеченных соотечественниках, кутящих вдали от родной стороны. Элитная недвижимость, шикарные авто, одежда от самых дорогих дизайнеров и астрономические ресторанные счета — жизнь русской "диаспоры" в Лондоне напоминает сияющий бриллиантами экзотариум, фантастический мир больших денег, который уже показывают в реалити-шоу. Это не удивительно, ведь только тайный отток средств из России в Великобританию составил за последние 10 лет около 100 млрд фунтов: такие данные были представлены специалистами Deutsche Bank по итогам сравнительного анализа поступлений за указанный период на счетах британских банков и оттока денег из России.
По данным ЦБ РФ, общий объем выведенного из страны частным сектором капитала за 2014 год составляет $151 млрд. Впрочем, на 2015 год прогноз более оптимистичный: министр экономического развития Алексей Улюкаев заявил ранее, что по итогам текущего года ожидается отток ниже прогноза в $115 млрд. долларов, министр выразил уверенность, что этот показатель составит менее $100 млрд.
Бизнесмены, как правило, объясняют вывод капиталов за рубеж высоким уровнем коррупции в России, неблагоприятным налоговым режимом и отсутствием "уважения к частной собственности".
В частности, об этом сообщили опрошенные ранее финансовой группой UBS и исследовательской компанией Campden Research россияне, владеющие состояниями в 100—500 млн долларов. 84% респондентов сообщили, что хранят свои активы за рубежом, объясняя это в первую очередь коррумпированностью российских чиновников.
Правда, предприниматели при этом скромно умалчивают о том, как сами несут взятки чиновникам, приучая, таким образом, чиновничество к подобной схеме взаимодействия с бизнесом как единственно возможной. Понятно, что это не снимает ответственности с чиновников-коррупционеров, однако и представление бизнес-сообщества единственно в роли жертвы тоже не вполне правильно.
А под "уважением к частной собственности", если речь идет об оффшорных государствах, подразумевается практически полное отсутствие налогов и возможность заключения сделок на условиях анонимности. Именно на этих условиях привлекают капитал под свою юрисдикцию такие страны, как Кипр, Великобритания, Британские виргинские острова, Люксембург, Нидерланды и т.д. Понятно, что ни одно обычное государство, не являющееся оффшором, не в состоянии создать на своей территории аналогичную среду, об этом, в частности, говорится в аналитическом докладе Изборского клуба, посвященном проблеме оффшоризации российской экономики. К сожалению, с рядом прославившихся в качестве "налоговых гаваней" стран Российская Федерация заключила соглашения об избежании двойного налогообложения, в частности, с Кипром, Великобританией, Люксембургом и т.д., что дает им дополнительные возможности для привлечения российского капитала под свою юрисдикцию.
Но в последнее время в этих тихих "гаванях" собирается буря.
В прессе появилась информация о том, что британские банки грозят заморозить счета тех иностранных клиентов, которые не смогут объяснить происхождение своих денег.
К примеру, такое письмо уже получил беглый российский бизнесмен Евгений Чичваркин: «На днях из нашего уважаемого и очень крупного английского банка приходит письмо примерно следующего содержания: Уважаемый господин Чичваркин, в связи с санкциями в отношении России, потрудитесь объяснить, откуда у Вас деньги, какие у Вас есть активы, какое Ваше состояние, как Вы получили эти активы, сколько у Вас инвестиций в Соединенном Королевстве и так далее… Насколько я понимаю, инструкция банка — если что не так, блокировать счета» — написал он на свой странице в Facebook.
Правда, позднее Чичваркин сообщил, что тот же банк предложил ему кредит под 3,75% в год, сопроводив эту информацию заявлением, что "Великобритания — лучшее место для сохранения активов".
Тем не менее, другие владельцы счетов в британских банках тоже получают подобные письма, и нет никакой гарантии, что исход каждого такого дела будет столь же благополучен, как в случае Чичваркина.
Самым неприятным моментом для владельцев "заводов, газет, пароходов" является то, что блокировка счета осуществляется без решения суда, а просто по результатам банковской проверки. Подозрения банка может вызвать любая деталь, малозначительная. А обжаловать такое решение можно лишь в суде.
О том, что зарубежные банки перестали быть надежной и тихой пристанью для российского капитала рассказал 19 марта Владимир Путин во время своей встречи с российскими бизнесменами на съезде Российского союза промышленников и предпринимателей: " Просто имейте это в виду. Дальше вам решать… Но опасность блокирования возврата средств в российскую юрисдикцию существует", подчеркнул президент.
И добавил, что по отношению к бизнесменам, принявших решение перевести средства с иностранных счетов обратно в Россию будет действовать принцип неприкосновенности: "Хочу вас заверить, чтобы мы будем делать все, чтобы никто не трактовал закон так, как выгодно. В том числе, и правоохранительная сфера. Средства перевели, задачу решили, и никто не должен туда лезть — это первое. А во-вторых, эти действия должны быть максимально необременительными с экономической точки зрения".
Стоит отметить, что российская власть уже не первый год предлагает амнистию оффшорным капиталам и говорит о небезопасности их нахождения за рубежом. Первый этап амнистии пришелся на 2007 год, тогда предприниматели получили возможность задекларировать полученные в обход системы налогообложения налоги, уплатив с них 13% подоходного налога. Как пишет Forbes, тогда было подано деклараций на $ 1 млрд, казна получила в итоге около $130 млн.
В 2014 году властью было принято решение провести еще один этап "оффшорной амнистии". Об этом российский президент объявил в своем ежегодном послании Федеральному собранию. "Давайте сделаем это сейчас, но один раз", подчеркнул Путин. Ранее президент подписал закон о деоффшоризации, обязывающий российские компании раскрывать информацию об участии в капитале иностранных организаций. В конце минувшего года объявил о выводе своих активов из оффшоров назад в российскую юрисдикцию Алишер Усманов , в "портфеле" которого находятся такие крупные компании, как "Мегафон" и "Металлоинвест".
А те, кто не успеют вернуться домой, рискуют потерять все.
Впрочем, урок бизнесменам был уже преподнесен два года назад, в ходе кипрского финансового кризиса: тогда власти ЕС порекомендовали властям острова компенсировать издержки банков от обесценивания долговых бумаг Греции просто-напросто экспроприировав часть депозитов. О "священном праве частной собственности" тогда никто даже не вспомнил.
Учитывая тот факт, что долговой кризис Евросоюза так и не был до конца преодолен, и со дня на день ожидается его новый виток в связи с тяжелейшим финансово-экономическим положением Греции, кипрская история вполне может повториться вновь.
Возвращаясь к Великобритании, стоит отметить, что у этой страны-участницы ЕС также накопилось немало проблем экономического характера. Например, референдум об отделении Шотландии, состоявшийся осенью минувшего года, во многом был продиктован недовольством шотландцев экономической ситуацией в Соединенном королевстве. В свою очередь, Лондон всерьез заговорил о выходе всей Великобритании из ЕС: британцы винят руководство Евросоюза в затянувшемся экономическом кризисе.
Почему бы властям Великобритании не воспользоваться в условиях экономического кризиса немалыми средствами, аккумулированными на счетах нерезидентов? Единственно, что при этом пострадает — это легенда о неприкосновенности частной собственности в развитых странах.
В действительности эта "неприкосновенность" — не более, чем красивый либеральный миф, используемый Западом из политических и финансовых соображений. Политически выгодно привлекать на свою сторону состоятельные слои российского общества, подкупая их мифом о существовании таких государств, где богатство априори неприкосновенно, и раздувая, посредством либеральной оппозиции, ненависть и страх по отношению к России, в которой, якобы непрестанно "кошмарят" бизнес. В то же время эта легенда работает на выкачивание капитала из России за рубеж, что выгодно Западу в финансовом отношении, тем более, что это еще и ослабляет российскую экономику.
Запад прилагал немалые усилия для развала СССР и последующего дикого передела наследства падшей империи, так что бенефициары этого передела вполне обоснованно воспринимали западные страны в качестве своих идейных союзников. Именно с подачи "диких рыночников" в России сложилось колоссальное социально-имущественное расслоение, которое до сих пор тормозит экономическое развитие нашей страны.
Однако, по-настоящему "своими" эти люди за рубежом так и не стали, и не станут никогда: если на простых русских западный мир смотрит как на опасных варваров, то на состоятельных русских — всего лишь как на богатых и чудных варваров, которых можно использовать в качестве канала по выкачиванию российских ресурсов.