С показателями женского лидерства в развитых странах, как ни странно, дела обстоят не очень хорошо. В частности, в Японии всего 8% топ-менеджеров — женщины. Это самый худший показатель среди всех стран, в которых проводилось исследование. Немногим лучше положение в Германии (14%) и Индии (15%). Догоняют Россию не самые очевидные на первый взгляд страны — в Грузии женщин-руководителей 38%, в Польше 37%, в Латвии 36%. Приближается к трети этот показатель также в Армении, Швеции, ЮАР.
Эксперты пришли к выводу, что за последние десять лет доля женщин в руководстве компаний в мире выросла незначительно, с 19% в 2004 году до 22% в 2014-м. В то же время в отдельных странах отмечено существенное отклонение этого показателя от среднемировых значений. В частности, в Европе за десять лет рывок удалось сделать Испании и Франции — число женщин-руководителей увеличилось почти на 10% (до 26 и 33% соответственно). Исторически, по словам экспертов, число дам на топовых позициях было выше в развивающихся экономиках стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Однако в последние годы они стали сдавать позиции. Так, в Китае число представительниц прекрасного пола на руководящих должностях уменьшилось с 32% в 2007 году до 25% в этом, а в Таиланде с 45% в 2011-м до 27%.
"Руководитель — это прежде всего лидер, на поведение которого ориентируются сотрудники компании. И здесь нет принципиального значения, мужчина это или женщина, — уверена руководитель направления "Юридическая практика" Группы компаний SRG Светлана Езерская. — Конечно, существуют отличительные особенности женщин-руководителей. Я считаю, что психология женщины дает ряд преимуществ в управлении, благодаря которым она может стать достаточно успешным лидером". В частности, у женщин лучше развиты коммуникативные способности в силу более развитого чувства сопереживания. Это помогает им быстрее и успешнее налаживать контакты как с мужчинами, так и с женщинами. Да, женщины более эмоциональны и могут идти на поводу у своих чувств и переживаний, добавила Езерская, но в то же время они лучше подстраиваются под обстоятельства и более гибки в принятии решений.
В исследовании подчеркивается также существенная отраслевая дифференциация количества женщин-руководителей. Меньше всего дам в топ-менеджменте компаний, занимающихся добычей полезных ископаемых. Больше же всего женщин-руководителей в сферах образования, здравоохранения и в гостиничном бизнесе. Примечательная статистика была представлена авторами исследования и по высокотехнологичным компаниям, где каждый пятый топ-менеджер сегодня — женщина. В России дамы нередко становятся сами себе руководителями и создают стартапы. Одна из них, основатель компании "Маманонстоп" Евгения Лазарева, рассказала, что нередко это происходит потому, что активно работающая женщина не может долгое время находиться в декрете и ей необходима самореализация. "Так зародилось большинство стартапов. Часто такие мамы достигли карьерного потолка, и рождение детей вдохновляет их на новые свершения, чаще вместе с детьми рождается бизнес в сфере детства или же бизнес из любимого хобби", — отметила Лазарева.
Что касается специфики работы женщин-руководителей, по мнению Лазаревой, такие начальники гиперответственны, нередко эмоциональны, к тому же их отличает разнообразие подходов к достижению целей — гораздо больше, чем у мужчин, потому что прямой путь редко самый короткий для женщины. "И они видят мир объемно, поэтому находят не одно решение вопроса, а много", — добавила эксперт. А вот в отношении инвесторов к "женским" проектам Евгения отметила больше доверия. "Но тут история не гендерной разницы, а про ответственность. И дело в самом человеке, вне зависимости от пола: может, не может; доверять, не доверять. Проекты оценивают прежде всего по экономическим показателям", — сказала Лазарева.
Основатель и операционный директор проекта "Две Ладошки" (резидент API Moscow) Наталья Кавылина отметила, что в последнее время женщин-фаундеров/исполнительных директоров (CEO) становится все больше и больше. По ее словам, все благоприятные условия для этого созданы — огромное количество курсов по нетворкингу, на рынке появляются эксперты в e-commerce, у которых можно получить бесплатную консультацию, менторство, акселерационные программы, фонды и прочее.
Среди сильных сторон женщин-предпринимателей эксперт выделила внимательность и качественный подход к работе, выносливость и интуицию, которая нередко играет немаловажную роль. Слабые стороны, по мнению Кавылиной, это скорость принятия решений, которая уступает мужской, а также гораздо меньшая толерантность к риску.