Обсудить эту проблему парламентарии, а также представители различных министерств и ведомств собрались сегодня в стенах верхней палаты.
Задавая тон дискуссии, Косачев подчеркнул, что масштабы деятельности зарубежных НКО на территории России носят разрушительный характер. По его мнению, геополитические оппоненты Москвы используют подобные структуры под вывеской так называемого "гражданского общества", хотя содержание их деятельности прямо противоположно открыто декларируемым задачам. "Их главная цель заключается в том, чтобы попытаться напрямую влиять на внутриполитические процессы, которые происходят в России, вмешаться в них и в конечном итоге обеспечить приход к власти и смену на более лояльный для этих государств режим", — полагает Косачев. Для этого создаются новые схемы, когда через несколько посредников финансируются соответствующие НКО в России, и невозможно определить, кто является конкретным источником финансирования.
Именно поэтому противодействовать им вызвались сенаторы и депутаты. Косачев напомнил о своей инициативе создать "патриотический стоп-лист", сказав, что его целью является донесение информации до российских НКО о реальной разрушительной деятельности их иностранных аналогов на территории России. "Это нужно для того, чтобы у наших НКО не было затруднений в работе, поскольку они сталкиваются с многочисленными предложениями о взаимодействии и сотрудничестве", — пояснил сенатор.
При этом "патриотический стоп-лист", который будет составлен в Совфеде, не станет юридически обязывающим документом. "Это государственная инициатива, и в реестр войдут те организации, которые своими действиями представляют и могут представлять угрозу нашим национальным интересам", — отметил Косачев.
В свою очередь первый заместитель министра юстиции Сергей Герасимов заверил, что у Минюста нет никаких "количественных планов" относительно того, сколько в России НКО должно быть включено в реестр иностранных агентов. "Есть закон, и мы его выполняем", — сказал чиновник. С такой же взвешенностью он призвал формировать патриотический стоп-лист: чтобы это не стало самоцелью и служило изначально заявленным целям. А в МИД РФ вообще считают правильным принять закон о нежелательных зарубежных неправительственных организациях. По мнению замглавы министерства Геннадия Гатилова, подобный документ мог бы существенно развить и дополнить принятый в 2012 году закон об иностранных агентах. Правда, дипломат, так же, как и его коллега из Минюста, призвал избегать избыточных мер в этом направлении.
Константин Косачев пояснил, что в "багаже" тех, кто выступил с инициативой создания "патриотического стоп-листа", есть уже несколько десятков претендентов на попадание в реестр. Правда, окажется в нем все равно не каждый. Так или иначе, стоп-лист должен быть обсуждаемым, носить открытый характер, подвергаться периодической корректировке. "Это не должен быть окончательный приговор. Это должна быть живая работа в интересах России", — отметил сенатор.
Касаясь возможных "кандидатур" в предлагаемый "стоп-лист", Косачев отметил, что все это требует обсуждения федеральных структур и гражданского общества. "Любая организация должна это дело заслужить", — резюмировал сенатор.