Опыт показывает, что привитые кризисным временем модели поведения не исчезают в течение нескольких лет, поэтому при благоприятных внешних условиях и росте реальных доходов российский покупатель не будет торопиться тратить деньги. В кризис 2009 г. наибольшая доля покупателей покинули супермаркеты, и вернулись они в этот формат только спустя три года.
Говорит Илона Лепп, коммерческий директор Nielsen в России:
"Кризисные условия учат потребителей вести себя рационально, взвешенное отношение к покупкам является неотъемлемым компонентом их поведения в последующие периоды. Рационализм, стремление покупать по более низким ценам распространяется в первую очередь на базовые категории, продукты ежедневного потребления. Еще ближе познакомившись с продукцией private label и привыкнув к выгоде промо-акций, российский покупатель сегодня уже не поспешит переключаться на более дорогие опции в привычных категориях".
Хорошие новости в том, что россияне в своем потреблении еще недостаточно зрелы: очень часто увеличение доходов (в большинстве случаев – заработной платы) автоматически приводит к желанию покупать больше. И главные вопрос здесь: что они захотят покупать?
Во-первых, премиальные товары: то, от чего пришлось отказаться в первую очередь, вернется в корзины в первую же очередь.
Во-вторых, продукты, вместе с которыми приобретается дополнительный опыт, будь это опыт ведения здорового образа жизни, удовольствие или "самовознаграждение". Наконец, категории, в которых производители сами обучают аудиторию, расширяют ее представления о потребностях, которые продукт удовлетворяет. Например, многие из россиян совсем недавно узнали о том, что чистка зубов без использования ополаскивателя для рта является неполноценной.
Российские потребители тратят на FMCG большую долю располагаемых доходов, чем немцы, англичане, французы или даже жители Чехии или Польши. В любых экономических условиях FMCG-производители в России конкурируют за гораздо больший кусок пирога, и в это, вероятно, можно считать очень удачным условием работы на сегодняшнем российском рынке.