Согласно федеральной целевой программе «Создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" в России на 2013–1017 годы» в запланированном объеме и на всей территории России система будет запущена в 2017 году. Граждане, не следящие за реализацией ФЦП и новостями ведомства Пучкова, естественно, не в курсе того, что на сегодняшний день служба «112» в полном объеме работает лишь в 11 регионах страны: Курской, Астраханской, Воронежской, Калужской, Тульской, Новосибирской, Московской областях, в городе Санкт-Петербурге, Хабаровском крае, Ханты-Мансийском автономном округе и Татарстане.
Во всех остальных регионах, где работа службы «112» пока еще не отлажена, звонящий сталкивается с голосовым информатором и примерно минуту слушает сообщение автоответчика, который предлагает обратиться в каждую из экстренных служб по отдельности. При этом стоит заметить, что информация автоответчика может повторяться еще и на английском языке. Как отмечено в обращении на имя главы МЧС Пучкова, текст и продолжительность вещания автоответчика в различных субъектах федерации могут быть совершенно разными.
Подобная неинформированность граждан о том, работает служба «112» в их регионе или нет, вкупе с неудачным техническим решением, по мнению депутата Ильи Костунова, приводит к тому, что нередко в экстренных ситуациях помощь запаздывает. Более того, в ряде случаев подобные задержки могут привести к настоящим трагедиям.
Избежать этого, как считает парламентарий, можно путем внесения изменений в техническую часть работы службы экстренного вызова. Во-первых, Костунов предлагает в тех регионах, где служба «112» еще не работает в полном объеме, внести изменение в работу автоответчика, а именно сразу, в первые несколько секунд информировать граждан о том, что в их регионе получить полную помощь через звонок на единый короткий номер не получится. Во-вторых, как отметил автор обращения, не менее важным условием эффективной работы службы «112» является обеспечение «записи информационного сообщения дозвонившегося с момента установления соединения в автоматическом режиме даже в случае отсутствия свободного оператора». Кроме того, если связь прервется, подобное нововведение все же позволит прослушать запись и постараться оказать помощь. Более того, информация, полученная таким путем, в последующем, возможно, поможет и в следственных действиях.
«Совершенно неприемлемо, когда счет идет на секунды, а человек, набрав "112", должен слушать автоответчик, — сказал Костунов. — Конечно, мы может ввести единый номер службы спасения. При этом необходимо осознавать, что этот процесс происходит не мгновенно. В федеральной программе описаны конкретные сроки — и только к концу 2017 года служба заработает по всей стране. Но в данный момент необходимо предпринять усилия, чтобы проживающие в тех регионах, где служба еще не работает, осознавали, что настоящий эффект даст звонок напрямую в скорую, противопожарную и другие службы».
Сегодняшняя работа службы «112» действительно уже приводила к трагедиям. Самой резонансной, пожалуй, является трагедия семьи Беловых из Нижнего Новгорода. Летом 2015 года жертвами психически больного мужчины стали его шестеро детей и беременная жена Юлия. Позже выяснилось, что Юлия Белова успела набрать номер «112», но вместо того, чтобы получить жизненно важную экстренную помощь, попала на автоответчик.
В суде констатировали, что последний в жизни женщины звонок продлился 31 секунду — при том, что для прослушивания автоответчика Беловой нужно было где-то найти 43 секунды.
Полностью материал читайте на сайте Русская планета