Подобная тенденция существует во всем мире, заметила глава Минздрава, анонсируя продление периода детства, который сейчас продолжается до 21 года.
«Детство, которое на начало Великой Отечественной войны составляло 14 лет, в 1960-е годы — 16 лет, сейчас во всем мире — 21 год, а в перспективе это будет не менее 25–30 лет», — сказала министр.
Глава Минздрава также уверена в том, что параллльно увеличиваться и период зрелого возраста, ровно столько, на сколько увеличится детство.
«Ясно, что время идет в одном направлении. Чтобы активное долголетие состоялось, необходимо заботиться о людях, начиная с момента рождения. А если смотреть на ситуацию во всех странах независимо от их развития, есть понятие здоровой жизни и есть понятие продолжительности жизни», — сказала Скворцова.
Министр пояснила о чем речь: «Вот период, дельта между здоровой жизнью и всей жизнью, составляет везде одинаково — десять лет. Долго умирать невозможно, значит, главный вектор нашего развития — удлинение периода детства и активного взрослого возраста».
В психологии и социологии существует несколько периодизаций развития человека. Автором одной из них является советский психолог Лев Выготский. Процесс взросления он представлял как чередующиеся периоды стабильного и кризисного развития. Периодизация Выготского, в частности, предполагает кризис новорожденности (до двух месяцев), младенческий возраст (до одного года), кризис одного года, раннее детство (один—три года), кризис трех лет, дошкольный возраст (три—семь лет), кризис семи лет, школьный возраст (7–13 лет), кризис 13 лет, пубертатный возраст (13–17 лет) и кризис 17 лет. К юности ученый относил возраст от 18 до 25 лет. Молодость он обычно определял как возраст от 19 до 30 лет, средний возраст — от 30 до 45 лет, зрелый возраст — от 45 до 60 лет.
Теория психосоциального развития немецкого специалиста Эрика Эриксона, в свою очередь, основана на определенных задачах, разрешение которых в каждом периоде может благоприятно или неблагоприятно сказаться на будущем развитии человека. Так, младенчеством Эриксон называл возрастную фазу от рождения до одного года, раннее детство определял как период от одного до трех лет, игровой, дошкольный возраст — от четырех до шести-семи лет. Школьный возраст, по Эриксону, наступал с семи-восьми лет и продолжался до 12, юность длилась с 13 до 19 лет, а молодость и начало зрелости — с 19 до 35 лет.
В России с 1965 года действует периодизация, подготовленная Академией педагогических наук СССР. Согласно ей, раннее детство у человека начинается с одного года до двух лет, затем с трех до семи лет длится первый период детства. С восьми до 12 для мальчиков и с восьми до 11 для девочек продолжается второй период детства. Подростковый возраст, по определению советских ученых, длится с 13 до 16 лет для мальчиков и с 12 до 15 лет — для девочек. После начинается юношеский возраст, для мальчиков он продолжается до 21 года, для девочек — до 20.
ГИПОРТ.