Минсвязи объявил официальную позицию правительства об особенностях функционирования Сети в России: крупнейшие российские интернет-компании должны принадлежать российским инвесторам. К заявлениям, близким к «Интернет – для русских», правительство привело усиление охвата и влияния интернет-компаний, которые стали сопоставимы с ТВ. Потому государство озабочено тем, что значительные пакеты в них принадлежат иностранцам.
«Мы бы хотели, чтобы те российские компании, которые имеют лидирующие позиции (в том числе технические) в интернете, например поисковики, оставались российскими с точки зрения как собственности, так и интеллектуального потенциала», – приводит газета «Ведомости» заявление министра связи и массовых коммуникаий Игоря Щеголева. Министерство, по его словам, не собирается регулировать содержание сайтов, но заинтересовано, чтобы «команды, которые сделали инновационные продукты для российского интернета, оставались в России».
По данным Alexa.com (рейтингует сайты по трафику), в первую пятерку сайтов рунета входят социальная сеть «В контакте», поисковик «Яндекс», почтовый сервис Mail.ru, социальная сеть «Одноклассники» и поисковик Rambler. Владельцы всех этих сайтов – российские бизнесмены. «В контакте», «Одноклассники» и Mail.ru подконтрольны инвесткомпании Digital Sky Technology (DST), зарегистрированной на Британских Виргинских островах, но принадлежащей Юрию Мильнеру, Григорию Фингеру и совладельцу «Металлоинвеста» Алишеру Усманову. Контролирующий акционер Rambler – российский медиахолдинг «Профмедиа». В «Яндексе» 50% – у основателей и менеджеров компании, остальное – у западных инвестфондов, но по акционерному соглашению деятельность компании контролирует российский менеджмент.
Бизнесмены отреагировали на заявление неоднозначно. Президент «Профмедиа» Рафаэль Акопов заметил: рынок должен оставаться открытым, а государство – «выработать единые правила, независимые от национальности инвестора».
Осенью прошлого года государство помешало американской Google упрочить свои позиции в России. Летом Rambler договорилась продать ей за $140 млн 100% второго в России (после «Яндекса») продавца контекстной рекламы «Бегун». Предполагалось, что после этого на домашнюю страницу Rambler будет интегрирован поисковик Google, а в результатах поиска будут отображаться рекламные объявления клиентов обеих компаний. Купив «Бегуна», Google могла стать сильнейшим конкурентом «Яндекса» на российском рынке контекстной рекламы (его объем в 2008 г. Mindshare Interaction оценивает в $358,7 млн). Но в октябре ФАС не разрешила Google приобрести «Бегуна»: заявитель не представил достоверной и достаточной информации о структуре своей собственности, объяснил тогда руководитель ФАС Игорь Артемьев. Недовольство сделкой с американцами выразил премьер-министр Владимир Путин, сетовал источник, близкий к акционерам Rambler.