Испанские исследователи, несмотря на большое количество трактовок секрета улыбки «Моны Лизы» Леонарда да Винчи, предприняли еще одну попытку раскрыть эту тайну
Нейробиолог из Института неврологии в Аликанте Луис Мартинес Отеро и его коллега Диего Алонсо Паблос пришли к выводу, что улыбка Джоконды сменяется на серьезность из-за того, что глаз зрителя посылает в мозг противоречивые сигналы.
Как объясняют ученые, различные участки сетчатки передают в мозг информацию разных категорий. Эти каналы кодируют данные о размере, ясности, яркости и расположении визуального поля. Когда побеждает один канал, человек видит улыбку, когда другой — Мона Лиза выглядит серьезной.
Установить такие особенности восприятия ученым удалось, проведя эксперимент с участием добровольцев. Восприятие наблюдателя менялось в зависимости от размера изображения, расстояния, освещения и прочих факторов.
Исследователи не сомневаются, что Леонардо да Винчи специально стремился изобразить такую полуулыбку.
Напомним, что это не первая попытка ученых проникнуть в тайну улыбки Джоконды. Так, в 2005 году ученые Амстердамского университета и специалисты из США предложили свою версию ее расшифровки. Они пришли к выводу, что улыбка Моны Лизы содержит 83% счастья, 9% пренебрежения, 6% страха и 2% злости, и потому она воспринимается так неоднозначно.
При помощи компьютерной программы исследователи сопоставили изображение с шестью основными эмоциями, которые может выражать улыбка.
В 2004 году одной из причин завораживающего воздействия на зрителей «Моны Лизы» была названа вовсе не ее улыбка, а взгляд, который направлен на зрителя, с какого бы угла он ни рассматривал картину. К такому выводу пришли американские и британские ученые.
В 2003 году профессор Маргарет Ливингстон из Гарвардского университета тоже заявила, что разгадала секрет улыбки Джоконды. Профессор, как и Луис Мартинес Отеро и Диего Алонсо Паблос, пришла к выводу, что эффект мерцающей улыбки связан с особенностями человеческого зрения.
Однако, по мнению Ливингстон, улыбка Моны Лизы очевидна только тогда, когда зритель смотрит не прямо на губы Джоконды, а на другие детали ее лица. Как отметила исследовательница, дело в том, что прямое зрение хорошо воспринимает детали, хуже — тени.
Джоконда же почти вся расположена в низкочастотном диапазоне света и хорошо воспринимается только периферическим зрением.
Источник: NEWSru.com