Итальянский реставратор, отдавший полжизни на поиски одного из величайших шедевров Ренессанса, получил наконец согласие властей и необходимые средства, чтобы завершить начатое.
Начиная с 1975 г. Маурицио Серрачини пытается выяснить, какая судьба постигла грандиозную фреску «Битва при Ангиари» кисти Леонардо да Винчи, которую восхищенные современники называли «величайшим произведением искусства» и «шедевром, который не знает себе равных». Роспись, над которой художник начал трудиться в 1504 г. по заказу городского совета Флоренции, должна была увековечить в памяти потомков победу, одержанную за 60 над вечными соперниками флорентийцев – миланцами. Одновременно с Леонардо в Палаццо Веккьо работал Микеланджело, которому было поручено написать «Битву при Кашине». Фрески двух титанов Возрождения должны были находиться друг напротив друга. В итоге Микеланджело так и не приступил к росписи стены, но грандиозный картон-эскиз фрески дошел до наших дней. От работы Леонардо уцелели только небольшие наброски, но судя по тому, что говорит Джорджо Вазари в своих «Жизнеописаниях наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих», на батальную фреску Леонардо приходили любоваться еще в 1563 году.
Творение гениального мастера с самого начала как будто преследовал злой рок. Эскиз произведения, выполненный на картоне в полную величину, был испорчен дождем, краски на масляной основе, которые да Винчи использовал вместо обычных водяных, не сохли, и прежде чем работа была завершена, художника переманили конкуренты флорентийцев, и он сбежал в Милан. Уже после смерти Леонардо, когда во Флоренции вернулись к власти Медичи, живописцу и историку Джорджо Вазари было поручено заменить «Битву при Ангиари» собственной работой.
Долгое время искусствоведы были уверены, что Вазари просто записал произведение своего великого предшественника, но у Маурицио Серрачини есть сомнения на этот счет. Он уже зарекомендовал себя экспертом по выявлению под известными шедеврами следов более ранних работ: в свое время с помощью современных технологий он открыл этюды да Винчи под его «Поклонением волхвов», не повредив при этом картину.
«Вазари был большим поклонником Леонардо, – говорит Серрачини. – Он не стал бы портить произведение своего кумира. Может быть, он нашел способ спасти его». Вазари, по мнению искусствоведа, возвел перед фреской Леонардо фальшивую стену, на которой и написал свое произведение. В доказательство Серрачини приводит результаты акустических исследований, показывающие как будто пустоту за фреской Вазари. Известно также, что Вазари предпринимал похожие предосторожности, когда ему поручали записывать фрески Мазаччо и Джотто. И, наконец, у Серрачини есть аргумент в духе бестселлера Дэна Брауна «Код да Винчи»: на знамени, которое несет один из персонажей фрески Вазари, написано «Cerca Trova» – «Ищите и обрящите».
В 2002 г. власти Флоренции запретило исследования Серрачини на том основании, что он может повредить фреску Вазари и не найти ничего взамен. И вот, после пятилетнего перерыва и смены руководства в Министерстве культуры у реставратора появился шанс довести главное дело своей жизни до конца.