27 июля вступил в силу Закон №65-ФЗ «О внесении изменений в Закон РФ «Об организации страхового дела в РФ» и отдельные законодательные акты РФ», устанавливающий особенности банкротства финансовых организаций, а также меры по предупреждению несостоятельности. Отныне все финансовые организации, оказавшиеся в полосе затруднений, должны составить план по своему оздоровлению и направить его в контролирующие органы. При этом компании, вовремя не сделавшие это, получат к себе в гости временную администрацию, которая, как правило, серьезно ограничивает деятельность организации и ее органов управления. Напомним, что ранее временная администрация назначалась только в банках. Новый закон кредитных организаций не касается. К числу финансовых организаций отнесены страховые организации, профессиональные участники рынка ценных бумаг, негосударственные пенсионные фонды, специализированные депозитарии, управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов. Закон описывает общие правила несостоятельности для всех финансовых организаций и особенности банкротства страховых организаций.
Как рассказал Рафаэль Климов, исполнительный директор – руководитель департамента правового и документационного обеспечения Страховой группы «УралСиб», изменения, внесенные в ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», вводят новый для страхового рынка институт – предупреждение банкротства страховой организации. «При выявлении предусмотренных законом оснований на страховые организации (их акционеров, участников) возлагается ответственность за своевременное осуществление совокупности мероприятий, которые позволят преодолеть финансовые затруднения и предотвратить возбуждение дела о банкротстве, – пояснил эксперт. – Страховая организация, самостоятельно выявив основания для применения к ней мер по предупреждению банкротства, обязана направить в контрольный орган (ФССН) план восстановления своей платежеспособности. Если это добросовестный страховщик и он выполнил требование закона, контрольный орган вправе по результатам рассмотрения плана восстановления платежеспособности как назначить временную администрацию страховой организации, так и не делать этого. В случае неуведомления контрольного органа о возникших проблемах последний обязан назначить временную администрацию. Временная администрация также обязательно назначается в случаях отзыва или приостановления у страховщика лицензии».
Результатом работы временной администрации, по словам Рафаэля Климова, должны стать: остановка начавшихся в компании кризисных явлений, обеспечение сохранности ее активов, своевременное принятие мер, направленных на финансовое оздоровление компании, а при невозможности этого, – обеспечение ее цивилизованного ухода с рынка.