Передача полномочий по проведению техосмотра автотранспорта от государства частным структурам по замыслу законодателей сопряжена с отменой проверок наличия полисов ОСАГО в пунктах проведения техосмотра. Если это случится, предрекают некоторые страховщики, опрошенные агентством «Интерфакс-АФИ», число продаж полисов ОСАГО в РФ сократится, активизируются мошенники. Несогласные с такой точкой зрения уверены, что влияние нового порядка на реализацию полисов обязательного автострахования окажется нейтральным.
Решение законодателей об отмене требования предоставления полиса при прохождении техосмотра (ТО) вполне оправданно, признают страховщики. В настоящее время при проведении ТО регистрируются данные полиса ОСАГО владельца автомобиля. Однако, как отмечает директор департамента экспертизы убытков по автотранспорту московской дирекции страховой компании «РОСНО» Андрей Чечелов, в реальности наличие или отсутствие страхового полиса никак не влияет на техническое состояние автомобиля, страхование ответственности – это отдельное требование, предъявляемое к водителю.
Вместе с тем он обращает внимание на то, что ослабление контроля за исполнением водителем обязанности застраховать свою гражданскую ответственность может привести к неблагоприятным последствиям для общества. «ОСАГО выполняет серьезную социальную функцию. За годы действия закона об ОСАГО существенно снизилась криминогенная обстановка на дорогах. ДТП уже не вызывает серьезного стресса, связанного с необходимостью виновника нести существенные издержки в части возмещения вреда, а потерпевшая сторона может рассчитывать на объективное рассмотрение дела и защиту контролирующих органов», – сказал А.Чечелов.
Вице-президент группы «Ренессанс Страхование» Федор Воронин также сомневается в том, что отсутствие контроля за полисами ОСАГО при прохождении ТО окажет какое-либо влияние на количество договоров ОСАГО.
«Во-первых, у ГИБДД остаются рычаги проверки наличия полиса ОСАГО – при постановке машины на учет и, самое главное, при проверке документов на дороге. Во-вторых, хочется надеяться, что за 7 лет существования ОСАГО водители поняли, что страховой полис – это не просто бумажка, которую надо предъявлять инспектору, а наличие страховой защиты, которая оберегает владельца автомашины от затрат в случае ДТП», – сказал Ф.Воронин.
Поэтому, с точки зрения специалиста, нужен достаточный контроль со стороны государства за исполнением водителями своих обязательств, но делать это «следует без нарушения прав автовладельцев».
Представитель СК «Ренессанс Страхование» допускает, что произойдет снижение продаж полисов ОСАГО, причем в регионах РФ – больше, чем в центральных городах. Но вряд ли оно окажется существенным, думает Ф.Воронин.
Между тем заместитель генерального директора по автострахованию компании «АльфаСтрахование» Александр Горин убежден, что принятие нового законопроекта не приведет к снижению покупки полисов ОСАГО: «По существующим нормам, ОСАГО требуют в основном не при прохождении ТО, а при проведении различных регистрационных процедур». Страховщик убежден: спустя шесть лет после вступления в силу закона люди покупают полис ОСАГО уже осознанно.