Межрегиональный Комитет против пыток получил официальную информацию о том, что страсбургские судьи решили сообщить Российской Федерации о жалобе Ольги Гавриловой. Теперь российским властям до 8 октября придется ответить на ряд интересующих Суд вопросов о том, нарушались ли права девушки или нет.
Напомним, что в ноябре 2007 года Межрегиональным Комитетом против пыток в Европейский Суд по правам человека была направлена жалоба по делу Ольги Гавриловой, которая с августа 2007 года по июль 2008 года содержалась в следственном изоляторе Нижнего Новгорода ИЗ-52/1.
В жалобе Комитета в Европейский суд указывалось, что заключение под стражу 20-летней девушки, страдающей рядом заболеваний, может само по себе расцениваться как бесчеловечное обращение. Юристы Комитета против пыток сочли заключение Гавриловой под стражу необоснованно жестоким и не соответствующим основаниям, предусмотренным процессуальным законом. Ольга содержалась в переполненной камере в условиях, которые по практике Страсбургского суда можно толковать как бесчеловечные.
Европейские судьи задали Российской Федерации 4 вопроса:
— были ли условия содержания Ольги Гавриловой в ИЗ-52/1 бесчеловечными в нарушение статьи 3 Конвенции?
— имелись ли в распоряжении заявителя эффективные средства правовой защиты?
— был ли разумным срок содержания Гавриловой под стражей?
— нарушило ли Государство право Гавриловой на допуск ее представителя к ней в СИЗО?
В ближайшее время Российская Федерация должна предоставить свои комментарии по делу в Европейский суд.
Интересно отметить, что имеющиеся решения Европейского суда по Нижегородскому изолятору («Бабушкин против России» и «Бузычкин против России») касались событий начала 2000-х годов. Условия содержания в ИЗ-52/1 в период 2007-2008 гг. подвергнутся оценке Страсбурга впервые.
Особо следует подчеркнуть, что разрешение последнего из указанных вопросов напрямую скажется на законодательстве России, регулирующим оказание юридической помощи лицам, находящимся под стражей. Дело в том, что в действующем законе содержится право заключенного лишь на помощь адвоката. Порядок же допуска в СИЗО к заключенному его представителя по гражданскому, земельному, трудовому спору или – как в этом деле – представителя в Европейском суде в законе о содержании под стражей не урегулирован.