Специальная экспедиция в Карелию нашла участок так называемой "Осударевой дороги". Легендарный путь от Белого моря до Онежского озера построили во время Северной войны по приказу Петра Первого. Ученые до сих пор не могут объяснить, как всего за 20 дней в тайге смогли прорубить такую дорогу, а также то, как ее использовали потом.
Позади — десяток километров пути по глухим лесам, болотам и крутым карельским скалам, но это экстремальное путешествие того стоило. Посреди тайги участники экспедиции обнаружили почти километровый участок знаменитой "Осударевой дороги", и уж полным откровением стали особые знаки, найденные на этом пути. Кто и зачем соорудил здесь эти возвышения абсолютно правильной геометрической формы и установил на них кресты?
Ответы на многочисленные вопросы сейчас ищут ученые. Главные выводы еще впереди, но уже сейчас ясно: построенная по приказу Петра Первого в 1702 году, эта дорога еще долго служила людям.
Ректор Карельской государственной педагогической академии, кандидат географических наук Сергей Гриппа пояснил: "Если мы3D встречаем сейчас современные какие-то знаки на этой "Осударевой дороге", то мы3D можем уверенно говорить: она была востребована!"
Историк Михаил Данков уверен, что "Осударева дорога" скрывает еще много загадок. 18 лет назад он собрал группу единомышленников для ее изучения, и, по его словам, вопросов до сих пор больше, чем ответов. "Трасса расстоянием в 264 километра была возведена менее, чем за 20 суток. Это фантастика!", — напомнил он.
Сегодня, три века спустя, уже трудно себе представить, какая бурная работа кипела тогда в глухих карельских лесах. Но, как полагают историки, именно здесь и прорубалось то самое "Окно в Европу".
Переход, совершенный войсками Петра по этой дороге, позволил нанести в конце лета 1702 года неожиданный и сокрушительный удар по захваченной шведами крепости Нотебург. Так началась череда российских побед в Северной войне, и в итоге изменился мировой порядок.
Вдохновленный дерзким планом российского самодержца, в начале XX века самодержец советский повторил грандиозный замысел Петра. По приказу Сталина здесь же в рекордно короткие сроки был прорыт Беломоро-Балтийский канал3D. Ценой огромного количества жизней политзаключенных страна Советов получила выход в Северные моря. Но в результате строительства половина Петровской дороги оказалась затопленной.
Сегодня маленькая группа исследователей-добровольцев по крупицам собирает то, что осталось от этой великой истории. Организатор историко-краеведческого проекта "Осударева дорога" Сергей Никулин уверен: "Это памятник, может быть, даже российского национального значения! И он от нас год за годом уходит. Более того, туда вторгаются сейчас новые путешественники на джипах, на каких-то квадроциклах. Они пытаются проехать по этой дороге, а этого делать нельзя".
Результаты последней экспедиции ее участники представили членам Русского географического общества. Они очень надеются на помощь научного сообщества. Ведь территории нужен особый охранный статус, чтобы сберечь для потомков одну из величайших страниц истории российского государства.