Правительством внесены в Госдуму поправки в более чем 60 федеральных законов, смысл которых заключается в наведении порядка в сфере госконтроля. Таково официальное объяснение появлению данного законопроекта, пишет "Независимая газета". Однако хорошо заметно, что государство делает шаг назад по сравнению с теми нормами о проверках бизнеса, которые были закреплены в конце 2008 года, а вступили в силу всего-то с 1 мая 2010-го.
Тогда в законе о защите прав юрлиц при осуществлении госконтроля было введено общее правило, что плановые проверки проводятся не чаще одного раза в три года. И вот теперь власть решила, что из него следует сделать много исключений. Конечно, для защиты жизни, здоровья граждан, а также безопасности людей и самого государства.
В Госдуму поступила законодательная инициатива правительства по наведению порядка в сфере государственного контроля и надзора. Подготовленный Минэкономразвития законопроект предполагает внесение изменений в 62 действующих федеральных закона. В пояснительной записке утверждается, что никаких новых полномочий федеральные, региональные и муниципальные контролирующие инстанции не получают. Просто, исходя из закона о защите прав юрлиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении госконтроля, наконец настала необходимость привести эту государственную функцию к однообразию, тем самым прекратив путаницу и разноголосицу многочисленных ведомственных актов. Напомним, что принятие вышеназванного закона состоялось по настоянию президента Дмитрия Медведева в конце 2008 года. Потом он же, уже по жалобам бизнесменов, которые просто не могли дождаться его полноценного вступления в силу, предложил правительству ускориться.
Плановые проверки разрешалось делать лишь один раз в течение трех лет. И, по данным МЭРТа, их число сразу снизилось практически на треть. А введенная в проверочную деятельность прокуратура стала отклонять почти половину предлагаемых контрольными органами инспекций ввиду их полной безосновательности. Но, оказывается, пока бизнес наслаждался первыми глотками такой свободы, в правительстве готовилось массированное отступление. Так что согласно только что внесенному законопроекту во многих отраслях плановые проверки будут проходить чаще — скажем, один раз в год или каждые два года. А кроме того, в тех сферах, где предпринимательская активность напрямую касается безопасности в широком смысле этого понятия, из закона о защите прав юрлиц делаются очень существенные исключения. Прежде всего в отношении проверок внеплановых.
Вводится механизм их организации по жалобам и, по сути дела, "стукам" заинтересованных лиц — и физических, и юридических, а также органов госвласти и местного самоуправления. Причем многие из таких внеплановых проверок можно будет с прокуратурой не согласовывать, а лишь ее о них уведомлять. Таким образом, очередная законодательная инициатива исполнительной власти в сфере госконтроля выглядит шагом назад по сравнению с теми авансами, которые получал бизнес еще совсем недавно. Причем при разработке данного проекта вовсе не было кивков на то, что, мол, предприниматели повели себя безответственно и сокращение проверок в отношении них привело к тому, что они стали плевать на интересы людей.
Но в чем же тогда смысл предпринимаемого сейчас отступления? Судя по всему, исключительно коррупционный. Ведь сокращение возможностей прийти к любому бизнесмену, найти у него нарушения и потом договориться полюбовно делает не слишком интересной работу в расплодившихся в последнее время различных контролирующих конторах. А между тем, как показывает практика (аварии на Саяно-Шушенской ГЭС или, скажем, шахте "Распадская"), наличие контрольных служб и даже вроде бы их активная деятельность на самом деле ничего не гарантируют.
Как сообщало "Право.Ru", проверяемый милицией бизнесмен теперь имеет право скопировать информацию, находящуюся на электронных носителях. А сотрудник органов обязан дать ему такую возможность. Норма об обязательном копировании всего, что можно скопировать, необходима для того, чтобы обеспечить возможность предпринимателю продолжить свою деятельность. Ведь визит милиции — еще не обвинение, тем более — не судебный приговор. Так зачем же прекращать документооборот и портить деловую репутацию? Кстати, раньше нередко специально организовывались милицейские "наезды", чтобы парализовать работу конкурентов и нанести им максимальный ущерб из-за вынужденного простоя. В момент милицейского обследования фирмы необходимо присутствие общественных представителей — понятых. Их должно быть не менее двух дееспособных человек. Главное требование к ним — они не должны быть заинтересованы в результатах контрольного мероприятия. То есть не состоять с участниками обследования в родстве, свойстве или служебных отношениях. Разумеется, при любом изъятии должен составляться протокол в двух экземплярах. Без дополнительных согласований с компетентными органами сотрудники милиции не могут изымать документы, содержащие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну. А без решения суда — информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях.