Между Россией и США может возникнуть новая гонка вооружений, если не удастся договориться о создании совместной глобальной системы противоракетной обороны. Об этом заявил президент России Дмитрий Медведев в ходе оглашения ежегодного послания Федеральному собранию, трансляцию которого вел телеканал "Россия 24". В случае, если таковая договоренность достигнута не будет, "нам придется принимать решение о размещении новых ударных средств", отметил Медведев.
В ходе саммита Россия-НАТО, который проходил в Лиссабоне 20-21 ноября 2010 года, Медведев предложил создать единый периметр противоракетной обороны. Речь шла о секторальной системе ПРО, в которой Россия смогла бы защищать НАТО с востока, в то время как альянс прикрывал бы российскую территорию с запада. Конкретных решений по этому вопросу пока не принято — стороны договорились провести анализ возможного сотрудничества в рамках ПРО не ранее июня 2011 года, когда должно состояться заседание министров обороны стран НАТО и России.
Не исключено, что для присоединения России к глобальной ПРО, может потребоваться объединение внутрироссийских систем противовоздушной и противоракетной обороны. В ходе оглашения послания Федеральному собранию Медведев предложил объединить российские ПВО и ПРО в 2011 году. "Особое внимание нужно уделить укреплению воздушно-космической обороны страны, объединить существующие системы противовоздушной и противоракетной обороны, предупреждения о ракетном нападении и контроля воздушного пространства. Они должны действовать под единым управлением стратегического командования", — заявил президент.
Переговоры об участии России в единой глобальной ПРО ведутся с начала 2000-х годов. После прихода к власти в США Джорджа Буша, диалог о сотрудничестве был прерван из-за того, что Вашингтон решил выйти из подписанного в 1972 году договора, ограничивающего развертывание систем ПРО. Переговоры были возобновлены только в 2008 году. Весной 2010 года Медведев заявил, что Россия готова принять участие в совместном создании с НАТО единой ПРО, которая бы действовала "в интересах всех ответственных участников мирового сообщества".