Реставраторы Эрмитажа восстановили в историческом виде уникальные стеклярусные панно XVIII века. Они являются частью интерьеров Китайского дворца в Ораниенбауме.
Стеклярусные панно — часть декора Китайского дворца в Ораниенбауме. 12 полотен для своего кабинета заказывала лично Екатерина II. Долгое время считалось, что это работа французских мастеров. Но потом выяснилось, что расшивали полотна девять русских золотошвеек. Два года они работали под руководством бывшей актрисы французского театра Марии де Шель. 2 миллиона стеклянных бусин и почти 20 метров вышивки синелью — ворсистым шелком.
Сейчас панно сверкают серебром, а вот так они выглядели еще два года назад. Видно все — грязь, пятна. В годы Великой Отечественной войны стеклярусные панно хранились в подвалах Исаакиевского собора, так как Китайский дворец был закрыт. Они отсырели, покрылись плесенью, потом появились дыры. В 1946 году драгоценные ткани вернули во дворец. Только не закрепили в рамах, а прибили гвоздями к стене.
"Из-за того, что гвозди иногда попадали в стеклярус, разрывалась ткань, осыпались трубочки. Но то, что осыпалось, мы все собрали, отмыли, поставили на место, практически на те же самые места", — говорит заведующая лабораторией научной реставрации тканей Государственного Эрмитажа Марина Денисова.
Эти маленькие стеклянные трубочки сделали в XVIII веке на мозаичной фабрике недалеко от Ораниенбаума, в Усть-Рудице. Сейчас в России такого производства нет. Чтобы найти подобный стеклярус и скрыть повреждения, реставраторы объездили полмира. Размер новодела минимален. Даже не один процент из ста, а меньше.
Если внимательно присмотреться, то можно увидеть, где подлинный стеклярус, а где современный. Реставраторы долго искали материал для того, чтобы воссоздать утраченные фрагменты. Нашли в Чехии. Стеклянные бусинки соответствуют цвету — молочно-серый оттенок с перламутровым отливом — и форме. Мастера купили три килограмма стекляруса, но понадобилось лишь несколько бусин.
По стежку восстанавливали шелковую живопись, по сантиметру отмывали фантастический рисунок, а заодно исправляли ошибки неумелых маляров, которые на свой вкус замазали нежные акварельные тона бордовой и синей красками, чтоб было поярче.
"Эта работа имеет огромное значение для русской культуры. Уникальный, подлинный интерьер! Впечатление колоссальное! Реставраторы Эрмитажа — у них золотые руки. Они сделали чудо!" – подчеркивает генеральный директор Государственного музея-заповедника Петергоф Елена Кальницкая.
Следующей осенью все 12 полотен перевезут в Китайский дворец Ораниенбаума — туда, где они и должны быть. Их поместят в золотые рамы, и тогда интерьеры Стеклярусного кабинета будут полностью восстановлены в том виде, какими их видела Екатерина II.