На прошлой неделе «Киевреклама» открыла «сезон охоты» на должников, которым грозит уже не просто судебная тяжба с коммунальщиками, но и лишение права заниматься рекламным бизнесом.
Не меньшие беды прочат и тем, кто не смог уладить проблемы с документами — им власти обещают массовые демонтажи щитов. И если у крупных агентств еще есть шанс решить надвигающиеся проблемы, то «малыши» могут просто оказаться выброшенными с рынка.
Должников лишат бизнеса
Затянувшаяся война между столичными чиновниками и рекламистами на минувшей неделе получила неожиданное продолжение. Представители коммунального предприятия «Киевреклама» обнародовали список агентств — злостных неплательщиков, чей общий долг перед городским бюджетом на конец августа составил почти 6 млн грн.
«Киевреклама» вынуждена была пойти на решительные действия и направить обращения в прокуратуру о взыскании этих долгов в судебном порядке», — говорится в официальном заявлении КП. Всего в списке нарушителей числятся более 20 рекламистов, львиная доля которых — мелкие фирмы и частные предприятия. Среди более-менее известных в отрасли — компании «Маллис», MC Group, «Арго» и пр. Они сразу же опровергли обвинения в нарушении договорных обязательств. Как заявил в интервью «ДС» директор MC Group Роман Середа, их фирма не имеет долгов перед КП. «Мы провели все необходимые платежи вплоть до августа», — рассказал г-н Середа. Представители ряда других агентств, чьи имена в списке, также называют обвинения чиновников в неплатежах злостной клеветой и грозят судебными разбирательствами.
В то же время платежеспособность мелких компаний вызывает серьезные сомнения. Директор агентства «Октагон» Вадим Фрунзе считает, что у многих из них попросту нет денег, ведь мелкие фирмы не имеют прямого доступа к денежным клиентам — на них зарабатывают посредники. «К тому же у небольших компаний невысокая занятость сети», — сообщает он. На сегодняшний день владелец билборда обязан ежемесячно отдать в столичную казну не менее $300. На первый взгляд, это вполне доступная сумма, учитывая, что стоимость размещения для рекламодателей составляет в среднем по рынку $500–600 в месяц. Но, как говорят эксперты, многие «малыши», чтобы заполнить пустующие плоскости, готовы предоставлять клиентам существенные скидки, иногда достигающие 50% от прайсовой цены. Несмотря на попытки наружников оправдаться, местные власти намерены поставить дело выбивания долгов на поток. Как отметила глава пресс-службы «Киеврекламы» Анна Кубенко, неплательщикам, которые просрочат расчет с городом более чем на три месяца, грозит разрыв договорных отношений и аннулирование разрешений на использование носителей.
Эксперты называют действия чиновников неправомерными. «Согласно Типовым правилам размещения наружной рекламы разрешение может аннулироваться по решению исполкома местного совета в нескольких случаях: на основании письменного заявления распространителя рекламы, если место, выделенное под носитель, не используется в течение шести месяцев, или договор не переоформлен в установленном порядке. О деньгах тут речь не идет. Если оператор задолжал бюджету, бухгалтерия КП может выставлять ему штрафы и добиваться возмещения средств через суд», — поясняет «ДС» один из рекламистов, добавив, что если хоть один щит будет демонтирован по причине задолженности операторов, то последние смогут без труда восстановить свои права в судебном порядке.
«Чистки» поставят на поток
Некоторые эксперты полагают, что обнародованные городскими властями планы являются частью стратегической программы по выживанию из рекламного бизнеса мелких агентств, хотя намерения «Киеврекламы» навести порядок на рынке наружки выходят далеко за пределы исключительно денежных взаиморасчетов с агентствами. Анна Кубенко заявила, что сейчас в КП создается специальный отдел по демонтажу незаконных конструкций. Его специалисты будут проводить еженедельные проверки и составлять список претендентов на демонтаж. По оценкам г-жи Кубенко, на сегодняшний день в Киеве не менее 560 носителей, установленных с нарушениями законодательства.
Впрочем, не исключено, что подобные заявления скорее сделаны для психологического воздействия, чем несут серьезную угрозу рынку. Ведь законодательно процедура демонтажа прописана крайне слабо, и даже по решению суда местные власти не всегда могут убрать проблемный щит. К примеру, за последние шесть месяцев город смог демонтировать только 50 носителей, да и то неизвестно, сколько из них будет восстановлено по решению суда.